09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОТОМКИ БЕЗ УДОВОЛЬСТВИЙ

Авербух Светлана
Опубликовано 01:01 22 Февраля 2007г.
Старая песенка Пугачевой про то, что "нагружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института", актуальна как никогда. Современный ребенок должен владеть иностранным языком (лучше двумя), заниматься спортом, музыкой и хорошо учиться в школе. Иначе он не найдет хорошую работу, не будет зарабатывать приличные деньги и вообще станет бомжем. Так думаем мы, родители.

ЧУЖОЙ ОПЫТ НЕ ГОТОВИТ К БУДУЩЕМУ
Замкнутый круг родительско-детского непонимания пытается разорвать кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета, действительный член Ассоциации психологов-психодраматистов России Виктор Семенов.
- Хочу снять чувство вины за "лишенное детство" с родителей, - говорит Виктор Владимирович,- потому что если я виноват, думает родитель, и источник моей вины - ребенок, то по отношению к нему появляется недовольство и раздражение, а это ни к чему хорошему не ведет. Что имеет в виду родитель, когда проецирует будущее своего ребенка? В большинстве случаев мамы и папы, думая о том, кем они хотят видеть своих детей, исходят из своего прошлого и настоящего опыта. Но чужой опыт не готовит к будущему.
- Каждый нормальный родитель хочет, чтобы его ребенок стал успешным человеком хотя бы по формальным признакам: имел хорошую работу, нормальную семью, жил не хуже других. А для этого надо крутиться с детства.
- Американский психолог Карл Роджерс сравнил ребенка с деревом в саду. Оно начинает расти, и задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить ему условия для самореализации. Основа - это безусловная родительская любовь, принятие ребенка таким, как он есть. И чем крепче корни, тем устойчивее будет дерево. И тогда оно переживет все: ветер, солнце, снег, дождь... Дети не существуют отдельно от родителей, от атмосферы, которая их окружает. И если ребенок балуется, чего-то не хочет делать, то проблема не в том, что он такой плохой, а во взаимодействии взрослых и ребенка. Если мама суперактивная, то ребенок, как правило, суперпассивный: он привык сидеть и ждать, когда мама придет и все за него сделает.
- Основное удовольствие детства - радость общения, познания себя в разных социальных условиях, достижение успехов в различных сферах. И если, допустим, ребенок не хочет заниматься английским, то, скорее всего, его взаимоотношения с педагогом не доставляют ему радости познания, удовольствия от общения с этим человеком, а все уроки сводятся к тупой зубрежке. Это не интересно.
ХОЧЕТ НЕ ХОЧЕТ
- Но ведь бывает, что родители, чтобы обеспечить ребенку радость познания, не жалея сил ищут ему подходящего педагога, а ребенок опять ничего не хочет?
- Рассмотрим два подхода. Один - когда ребенка рассматривают как бизнес-проект: хочешь не хочешь, а мы в тебя запихнем три языка, занятия теннисом, плаванием и еще чем-то, что сейчас модно и востребовано. Это подается под видом заботы о будущем ребенка, но на самом деле, скорее всего, неосознанно родители хотят, чтобы во взрослой жизни ребенок не висел на их шее в материальном плане и еще, может быть, помогал им. Но ребенок не может еще проецировать свое будущее, он не понимает, зачем ему сейчас надо заниматься тем, что требуют от него родители. Второй подход - это проникновение во внутренний мир ребенка, проекция его будущего не через себя, а через него самого. Пусть мама или папа на несколько минут станут собственным ребенком, поймут, что он думает и чувствует. И честно сами себе ответят на вопрос: чем я, ребенок, хочу заниматься, к чему меня тянет, что для этого нужно сделать, почему я не хочу делать то, что надо родителям? Ведь нет ребенка, которому было бы не интересно абсолютно все. И, получив эти ответы, родители смогут перевести собственное "надо" в "хочу" своего ребенка, предоставить ему возможности для его личной, а не родительской самореализации.
- Успешный человек - тот, кого принимают и любят родители. Но вот вы хотели бы, чтобы ваш ребенок был уборщиком или грузчиком только потому, что учеба не приносила ему радости?
- Ребенок имеет право выбрать ту жизнь, которую он хочет. Но и родители имеют право помочь своим детям определиться в этом мире, предлагая им как можно больше возможностей для самореализации. А еще родителям должно быть самим интересно то, чем занимается их ребенок. Проще, конечно, заставить детей под страхом наказания ходить в музыкальную школу. Труднее самим увлечься музыкой, заразить этим ребенка и вместе с ним узнавать что-то новое. Ведь, научив ребенка самовыражению, умению подходить к любой жизненной ситуации не шаблонно, а творчески, вы его не только не лишите детства, но и заложите основы счастливой юности, зрелости и старости.
СКОРЕЕ, "ДА"
Наталия Краминова, мама 12-летнего Вадима и годовалой Оли:
- Я работаю в английской спецшколе преподавателем начальных классов. В нашу школу последние несколько лет приходят абсолютно задерганные дети. Они многое знают, умеют, но это... дрессированные маленькие старички. Отвечают правильно, но без эмоций. Общаются друг с другом тоже неэмоционально - у них в классе нет ни друзей, ни врагов. А еще они все время чем-то озабочены. И это в 7 - 9 лет! Сейчас, слава Богу, многие родители поняли, что не надо отдавать детей в школу с шести или даже с пяти с половиной лет, что было повсеместно распространено еще 7 - 8 лет назад, поскольку не готовы они еще к учебе. Ушло и модное поветрие "плавать раньше, чем ходить", "читать раньше, чем говорить". Но остался дух соперничества, который от родителей передается детям. "Ты что, дурак, что теннисом не занимаешься?" - эту фразу один второклашка сказал другому. Среди определенного круга родителей, как мне кажется, сейчас считается неприличным, если ребенок не занимается чем-то дополнительно.
Если посмотреть на моего сына, то у него тот же "джентльменский набор" занятий: курсы английского языка, математический кружок, таэквондо. На спорт и математику он ходит с удовольствием, язык восторга не вызывает, но и явного отторжения тоже нет. У нас с ним бартер: он делает домашнее задание по языку, а я ему разрешаю за это поиграть на компьютере. Не знаю, что бы делала, если Вадим захотел бросить курсы. Наверно, нашла бы ему другие, но совсем перестать заниматься языком не позволила бы. Пусть он лучше обижается на меня сейчас, чем потом, когда не сможет поступить в институт или устроиться на интересную работу, спросит: "Мама, почему ты меня не заставляла учиться?"
СКОРЕЕ, "НЕТ"
Елена Голубева, мама 10-летней Сони:
- Дочка помимо школы занимается танцами, рисованием, ушу и английским. Это был ее выбор с подачи родителей. Занятия языком не обсуждаются, это надо, потому что надо. У нас с мужем нет времени, да и сил, чтобы объяснять дочери, "как это здорово - учить язык". Тем более мы и сами считаем, что изучение иностранного языка - это нудно и скучно. Танцы и рисование ей нравятся, тем более что для девочки эти занятия полезны, ну а ушу, что называется, у нас "до кучи": я не успеваю забирать ее после работы, когда заканчивается рисование, поэтому в этом же доме творчества она после изо еще 1,5 часа два раза в неделю занимается спортом. И ей хорошо, и нам удобно. И хотя Соня иногда говорит, что детство у нее кончилось тогда, когда она пошла в школу, думаю, что на самом деле она так не считает. Ей приятно, что она не хуже других, поскольку все ее одноклассники чем-то занимаются, помимо школьных уроков. Соне нравится, когда у нее что-то получается, ее хвалят. И она прекрасно понимает, что занятия требуют денежных затрат. Так что она, как мне кажется, чувствует свою ответственность перед нами и старается нормально учиться.
Ведущая рубрики


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников