10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ: "ОСКАР" НЕ ЛУЧШЕ И НЕ ХУЖЕ ДРУГИХ НАГРАД"

Заозерская Анжелика
Статья «АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ: "ОСКАР" НЕ ЛУЧШЕ И НЕ ХУЖЕ ДРУГИХ НАГРАД"»
из номера 032 за 22 Февраля 2008г.
Опубликовано 01:01 22 Февраля 2008г.
Всемирно известный художник-мультипликатор, обладатель "Оскара" Александр Петров улетел в Голливуд. Пока только в звании номинанта. Но уже послезавтра он может стать и лауреатом, если жюри Американской киноакадемии сочтет его картину "Моя любовь" лучшей короткометражной лентой года.

Накануне отлета корреспонденту "Труда" удалось встретиться с Петровым. Он оказался на редкость скромным, даже застенчивым человеком. Имея возможность работать в любой студии мира, он предпочитает рисовать свои фильмы в родном городе Ярославле. Здесь Александр создал и новый анимационный фильм "Моя любовь", выполненный в изобретенной им уникальной технике ожившей живописи. В основу картины лег грустный и трогательный роман писателя Ивана Шмелева "История любовная", посвященный старой как мир теме первого чувства, вспыхивающего в сердце юноши.
- Александр Константинович, на тему первой любви написано столько произведений... Почему вы обратились к изрядно подзабытому роману, известному разве что специалистам по русской прозе?
- Да и я натолкнулся на книгу Шмелева, можно сказать, случайно. Но сразу интуицией почувствовал, что это мое. Просто влюбился в этот роман, в изумительный язык писателя. Не уверен, что словесные игры модных нынче литераторов могут сравниться с подлинным мастерством таких классиков, как Иван Шмелев или Хемингуэй, по чьему рассказу сделан мой более ранний фильм "Старик и море". Я сам плохой рассказчик и плохой сочинитель, но способен отличить настоящую литературу от подделок. Что же касается темы первой любви, то она и впрямь не нова. Классические произведения про первую любовь в школе изучают, причем, мне кажется, даже раньше времени. Чтобы ее постичь, нужен уже какой-то эмоциональный опыт, зачатки жизненной зрелости. Я, например, снимал свой фильм, имея в виду зрителей от 16 лет и старше. Забавно было наблюдать, когда во Франции на просмотр "Моей любви" привели одиннадцатилетних учеников. Ребята спросили, о чем кино, а когда им ответили, они, бедняжки, так разочарованно протянули: "А-а-а..."
- Но почему вашу работу раньше увидел западный зритель, а не российский?
- Потому что на Западе анимационные фильмы пользуются куда большим спросом. К сожалению, прокатная судьба моих фильмов в России не очень заладилась. Хорошо хоть, что Первый канал, выступивший сопродюсером фильма "Моя любовь", намерен сделать часовой ролик из моих работ и показать эту ретроспективу в кинотеатрах Москвы и других городов России.
- Вы реально могли остаться за океаном, куда вас пригласили в конце 90-х. Но вернулись...
- Я не раз делал попытку покорить другие города и страны. В молодости пытался обосноваться в Москве, но понял, что это не мое. Потом работал в Ереване, в Екатеринбурге. Три года, по 1999 год, жил в Канаде, где снял ту самую картину - "Старик и море", за которую в 2000 году получил "Оскар" в номинации "Лучший короткий анимационный фильм". Скажу честно: там жил - не тужил, да вот только очень скучал по России. Неспроста говорят: где родился, там пригодился.
Кстати, эта русская ностальгия была присуща и Ивану Шмелеву, что сделало его еще более понятным мне. Он, вынужденный после смерти своего сына, белогвардейского офицера, эмигрировать во Францию, ведь так и не смог приспособиться к европейской жизни. Писатель Борис Зайцев, с которым Шмелев был очень дружен, сказал о нем: "Он замоскворецким человеком остался и в Париже, ни с какого конца Запад принять не мог". Вот и я после Канады обрел окончательную уверенность, что хочу жить и работать только в Ярославле. В моем родном городе у меня образовалась команда единомышленников, с которыми снята картина "Моя любовь". Если раньше я работал в одиночку (за исключением фильма "Старик и море", где единственным помощником был мой сын Дмитрий), то сейчас у нас целое производство, которым руководит моя жена Наташа.
- И, несмотря на такой артельный метод, над картиной "Моя любовь" вам пришлось работать долго - три года. Тогда как раньше, снимая фильмы в одиночку, вы приходили к результату гораздо быстрее. Отчего так?
- Во-первых, на новом фильме мы опробовали современные анимационные технологии, а это заняло определенное время. Во-вторых, если фильм "Старик и море" состоит из 29 тысяч живописных картинок, то в "Моей любви" их в два раза больше, ведь персонажей в романе Шмелева куда больше, чем в рассказе Хемингуэя. В-третьих, я очень долго искал прототипов для героев. Мне нужны были лица из середины XIX века. Трудно в это поверить, но главную героиню Пашеньку я нашел практически в своей семье. Ею оказалась подруга моего сына, а теперь его жена Юля Петрова.
- Все ваши фильмы, в том числе и "Моя любовь", выполнены способом живописи по стеклу. Но, может быть, есть какие-то технические детали, отличающие, допустим, "Старика и море" от "Первой любви"?
- Существенных - нет. Мне трудно об этом говорить, потому что многие творческие решения принимаются на уровне подсознания. Я просто внимательно вчитывался в роман Шмелева, мысленно представлял себе его сцены и пытался нарисовать то, что видел внутренним взглядом. Как известно, писатель родился и вырос в Замоскворечье, в Кадашевской слободе, его роман "История любовная" во многом автобиографический. Впоследствии Шмелев так вспоминал свою замоскворецкую юность: "Много повидал я на нашем дворе и веселого, и грустного. Здесь я получил первое и важное знание жизни". Очень долго пришлось искать облик роковой красавицы Серафимы. Когда я читал первоисточник, то сперва представил ее себе с лицом актрисы Татьяны Друбич. Достал портрет Татьяны, поставил на стол, и он все время находился передо мной. Но в окончательном варианте героиня вышла совсем другой. Возможно, потому что мне нужна была Друбич не сегодняшняя, а, допустим, такая, какой ее снимал Сергей Соловьев в пору фильма "Асса".
- Александр Константинович, но почему вы не можете сами придумать своих героев? Зачем вам натура?
- Все лучшие художники пишут картины с натуры, особенно мои любимые: Борис Мусатов, Галина Серебрякова, Константин Коровин, Клод Моне. Мне хотелось, чтобы мои фильмы тоже были наполнены живым дыханием натуры, прохладой, теплом, как полотна любимых живописцев.
- Каким способом вы передаете эту "живую жизнь"?
- Сначала я рисую масляными красками на стеклах, подсвеченных снизу. Причем рисую не кистями, как это делают художники, а исключительно пальцами. Краску наношу тонким слоем, чтобы она казалась прозрачной, походила на акварель, с капельками влаги. Полученную картинку снимаю на камеру. Затем живописное изображение безжалостно стираю и на его месте рисую новую картинку. Таким образом, за день успеваю сделать 15-20 рисунков. В результате на создание десятиминутного мультфильма уходит примерно год жизни.
- Вам не приходило в голову, что, может быть, американцы с их любовью к технике и признали-то вас не столько как художника, сколько как изобретателя вот этого самого технического метода живописного кино?
- Если честно, никогда не задумывался, за что мне дали "Оскар" и почему мои фильмы номинировались на эту награду четыре раза. От того, что получил "Оскар", ни умнее, ни талантливее я не стал. Главное - мои работы нравятся зрителям, а что касается наград, так это дело не первой важности. Из-за этого моего спокойного отношения к "Оскару" и другим кинопремиям я даже потерял членство в Американской киноакадемии. Просто забыл заплатить 200 долларов членских взносов, и меня, видимо, вычеркнули из списков. Во всяком случае я больше не получаю ни бюллетеня для голосования, ни диска с фильмами-номинантами на очередную премию "Оскар", как это полагается в Американской киноакадемии. Но к чему лукавить: не могу сказать, что меня раздражает статуэтка "Оскар".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников