Главная Культура 00:03 22 Февраля 2019 3041
Наш авангард долетел до Персидского залива

«Роснефть» организовала в Дохе концерт Хора Сретенского монастыря, выступление Театра балета Бориса Эйфмана и демонстрацию уникальных коллекций картин Третьяковской галереи

Сергей Бирюков
Третьяковка привезла коллекцию русского авангарда. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

Мы много и часто пишем о выставках мирового искусства в России и почему-то гораздо реже — об экспозициях нашего художественного наследия за рубежом. А ведь это огромная часть международного культурного процесса: хотя бы уже потому, что всякая серьезная выставка, как правило, организована на основах взаимности: вы к нам — мы к вам. Уж не говорю про громадный вес русских творческих открытий последних полутора веков, делающих наше искусство желанным гостем на самых авторитетных площадках планеты. Но если, допустим, о выставке шедевров Третьяковки в Музеях Ватикана в нашей прессе многие писали, то не менее интересны репортажи о гастролях наших деятелей и произведений искусства в гораздо более экзотическом уголке мира — в столице Катара Дохе. А там на протяжении двух месяцев — с 3 декабря по 3 февраля — проходила масштабная экспозиция Третьяковской галереи «Русский авангард: пионеры и «наследники по прямой», организованная в рамках перекрестного Года культуры наших стран и поддержанная крупнейшей мировой нефтяной компанией «Роснефть».

Что знают в такой далекой арабской стране, как Катар, о русском искусстве? Учтем, что это не Египет и не Греция с их многотысячелетней историей и давними музейными традициями. Современная цивилизация пришла в эти жаркие пустынные края лишь в последние десятилетия. Еще полвека назад здесь трудно было представить себе наличие художественного музея не то что московского или петербургского масштаба — любая наша областная картинная галерея выглядела бы на местном фоне Лувром.

Но сегодня Катар — экономически процветающая страна, один из мировых лидеров производства нефти и газа. Мало того: именно Катар дал пример стратегически рачительного использования национального дохода на нужды собственного народа, в том числе на его культуру.

Хотя вряд ли рядовой катарский школьник с ходу ответит, кто такие Репин или Малевич. Но удивительным образом все они, да и не только учащиеся — любые катарцы-горожане живут в атмосфере русских художественных идей. Как такое может быть?

— Катар — это открытая площадка для самых передовых экспериментов в области архитектуры и дизайна, — рассказывает «Труду» завотделом новейших течений Третьяковской галереи Ирина Горлова. — Здесь работают лучшие мировые и местные архитекторы. А что лежит в основе современной архитектуры, как не идеи русских авангардистов — Татлина, Родченко, Лисицкого?..

Отсюда такое внимание к экспозиции, представляющей ответ на недавно приезжавшую в нашу страну выставку катарского жемчуга. Пространство для коллекции русского авангарда из собрания Третьяковской галереи предоставило главное здешнее государственное музейное объединение — «Музеи Катара».

Возникла эта структура в 2005 году. Сейчас она объединяет в себе Музей исламского искусства, Арабский музей современного искусства, Визит-центр объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Аль-Зубара, Галерею музеев в Культурной деревне Катара, выставочное пространство «Аль-Ривак» в Дохе, художественный центр «Пожарная станция: художники в резиденции» и другие подразделения.

Именно на «Пожарной станции» остановила свой выбор генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, когда приезжала смотреть возможные пространства выставки. Причина — не только великолепное качество обновленной и приспособленной для нужд искусства технической архитектуры (прежде, как ясно из названия, это было пожарное депо). Именно здесь — международная резиденция молодых художников, приезжающих в творческий центр мирового значения развивать собственный опыт и обмениваться им с коллегами. Более открытую к восприятию русского искусства аудиторию трудно себе представить.

Вновь слово куратору выставки Ирине Горловой:

— Известно, что исламское искусство уже много столетий развивается в нефигуративной традиции, сосредотачиваясь прежде всего на орнаменте. Конечно, мы могли бы привезти сюда Карла Брюллова или, допустим, соцреализм с его акцентом на нарративе, что произвело бы сенсацию уже самим контрастом по отношению к местным художественным обычаям. Но мы приняли иное решение — отобрали то в отечественном искусстве, что связано с геометрией. То есть, с одной стороны, близко психологии исламского зрителя, с другой — не является орнаментикой в чистом виде и представляет собой новый для большинства здешней публики путь развития геометрической идеи. И успех выставки подтвердил нашу правоту.

Что же именно прибыло в Доху? Это шедевральная экспозиция, связавшая творчество двух волн русского авангарда — той, что захватила первые десятилетия ХХ века (Казимир Малевич, Владимир Татлин, Александр Родченко, Михаил Матюшин и др.), и той, что до середины 1980-х годов подпитывалась поисками так называемых нонконформистов. Стремительное развитие русского искусства предстало в ярко индивидуальных творческих концепциях, в которых геометрия спорит с органикой, наука — с природой, а притязания на преобразование мира в планетарном масштабе — с конкретными производственными задачами.

Так, на выставке можно проследить родство и различие между живописными построениями амазонки русского авангарда Любови Поповой и супрематическими композициями Надежды Удальцовой и Ивана Клюна; сопоставить кубистические опыты Петра Вильямса и кристаллическую органику Михаила Матюшина; сравнить колористические конструкции Владимира Стенберга и архитектурные разработки Густава Клуциса. Экспозиция показала, как светопись Михаила Плаксина находит продолжение в исследовании свойств трехмерного пространства на двухмерной плоскости в одной из ранних работ Эрика Булатова, как минимализм «проекций идей» Сергея Лучишкина отзывается в лаконичности «Красной двери» и «Метлахской плитки» Михаила Рогинского, как супрематические знаки Клюна и Чашника обретают новую жизнь в «Сигнальной системе» Юрия Злотникова и пространственных построениях Бориса Турецкого, а контр-рельеф Владимира Татлина проецируется в «Удвоениях» Михаила Чернышова.

Экспозиция не просто представила катарцам коллекцию ценных предметов из России — она воссоздала для них уникальный отрезок нашей культурной истории, когда художественные идеи выходили за рамки чисто профессионального обихода и начинали управлять обществом. Так было и в революционные 1920-е годы, и в знаменитую оттепель, когда среди молодежи считалось хорошим тоном знакомиться у картин ХХ века в тех залах, где еще совсем недавно красовались исключительно «Подарки советского народа Сталину». Выставка передала удивительную атмосферу времени, создавшего движение, которое так и назвало себя — «Движение», а его участники, прежде всего Вячеслав Колейчук с его кинетическими объектами, созданными, уточню, в докомпьютерную пору, предвосхитили такую свободу пространственного мышления, которая только лишь через полвека смогла найти продолжение в самых смелых поисках компьютерных графиков. А основу своих достижений кинетисты видели в легендарной «Башне Третьего интернационала» великого Владимира Татлина. Архитектурный «отзвук» которой, повторю, легко увидеть тут же в Дохе, выйдя с выставки на улицы этого города, который строили и продолжают строить ведущие архитекторы мира. Вот так замыкается логический круг идей — а круг притяжения русского искусства, напротив, легко преодолевает границы экспозиции, становясь частью жизни.

Разумеется, надо понимать, что 91 предмет выставки — лишь первые шаги, только приоткрывшие катарской публике двери в безбрежный и многообразный мир русского искусства. А если все-таки решиться привезти сюда нечто отличное от геометрии? Думаю, это небеспочвенный вопрос — хотя бы потому, что в 2022 году именно в Катаре состоится очередной чемпионат мира по футболу, и наверняка Россия, которая передала этой стране эстафету футбольного первенства, будет широко представлена не только в спортивной, но и в культурной программе праздника. Уже можно думать над тем, как именно.

«Роснефть» и искусство

«Роснефть», являясь одной из крупнейших нефтяных компаний России и мира, традиционно придерживается политики высокой социальной ответственности. Компания вносит достойный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, осуществляет поддержку масштабных проектов, направленных на возрождение духовных и национальных ценностей страны, развитие науки, культуры, промышленности, образования и спорта.

«Роснефть» оказывает поддержку Мариинскому театру и Дому музыки в Санкт-Петербурге, финансирует академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича, который является одним из культурных символов России в мире, организовывает гастроли Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана в российских городах.

Театр балета 12-13 февраля представил на территории Катарского фонда образования, науки и социального развития (Qatar Foundation) в Дохе спектакль «Анна Каренина» на музыку П.И. Чайковского. Зрители получили уникальную возможность оценить авторскую балетную постановку и хореографию высочайшего уровня, насладиться музыкой П.И. Чайковского, а также полюбоваться уникальными костюмами и сценографией. Спектакль имел большой успех у публики, зал стоя встречал артистов овациями.

«Роснефть» также поддерживает ежегодные выступления Хора Сретенского монастыря в регионах своего присутствия. Концерт хора состоялся в Дохе в ноябре, в амфитеатре Katara Cultural Village.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11903
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7540
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7229
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6548
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6366
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?