Редкий случай: авиадебошир в суде (на фото - Сергей Кабалов)

Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев считает недостаточной меру наказания для дебоширов в виде включения их в черные списки на один год. Об этом он заявил в телеэфире, сообщив, что такой же точки зрения придерживаются все российские авиаперевозчики.

«Настоящих буйных мало», — пел-шутил Владимир Высоцкий. Но если буйным оказывается человек в салоне летящего самолета, тут уже никому не до шуток — ни пассажирам, ни стюардессам, ни экипажу. Дебошир на борту неадекватен, непредсказуем и представляет реальную угрозу безопасности полета. Подтверждения тому случаются, увы, с пугающей регулярностью.

Один из последних случаев, получивший широкую огласку в СМИ, — экстренная посадка в Сочи рейса авиакомпании «Россия» из-за пьяного пассажира, затеявшего драку с бортпроводниками. Дебошира передали полиции. Спустя пару часов самолет продолжил полет в Турцию, а пассажиры заполонили социальные сети возмущенными комментариями по поводу инцидента...

Случись подобное «у них», инцидент стоил бы зачинщику тюремного срока, огромного штрафа и запрета летать в ближайшие пять лет. Такие прецеденты известны. Показателен случай вынужденной посадки в Праге российского самолета, летевшего в Женеву. Пилоты передали нарушителя местной полиции, оформив сопроводительную документацию в соответствии с рекомендациями IATA — Международной ассоциации воздушного транспорта. Хулигану по законам Чехии грозило от 8 до 15 лет тюрьмы. Но наш Минюст сразу попросил его передать в руки российского правосудия, а у нас максимальный срок наказания — до трех лет.

Вот и сочинского дебошира по решению суда арестовали на два месяца, возбудили уголовное дело. Но, скорее всего, он отделается штрафом и будет занесен в черный список авиакомпании. В течение года ему придется пользоваться другим транспортом, после чего хулиган снова сможет летать, как любой законопослушный гражданин. Не кажется ли вам, что дебошир легко отделался? Разве это справедливо?

Генеральный директор «Аэрофлота» считает, что нет, несправедливо. И предлагает увеличить срок запрета на полеты для фигурантов черного списка минимум до трех лет. Напомним, что три года назад Виталий Савельев на встрече с президентом России предлагал ввести уголовную ответственность за хулиганские действия в полете, поднять штраф до 500 тысяч рублей, иметь на борту «средства сдерживания» в виде пластиковых наручников и ремней. А также легализовать черные списки и лишать нарушителей права пользоваться услугами авиакомпании на пять лет, как в странах Евросоюза. На тот момент во внутренние списки национального авиаперевозчика уже были занесены более 3 тысяч пассажиров, грубо нарушивших правила поведения в полете. Владимир Путин тогда предложение поддержал и подчеркнул, что «давно пора было это сделать».

Тем не менее пока мало что изменилось. В прошлом году парламентарии наконец-то приняли закон о черных списках, но смягчили норму наказания до одного года. Причем есть ряд оговорок, когда даже злостному нарушителю будет разрешено летать. Скажем, жителю отдаленных и труднодоступных регионов все же продадут билет для поездки на похороны или в... санаторий, если будут предоставлены соответствующие документы. Туристические агентства этих спис-ков не придерживаются, так что чартерным рейсом может улететь любой желающий. Агрессивных пассажиров, куражащихся на борту, по-прежнему пытаются успокоить хрупкие стюардессы, прибегая в крайнем случае к помощи экипажа. Особо буйных связывают пледами и в таком виде сдают полиции в аэропорту прилета. За прошлый год с борта были сняты около тысячи нарушителей, 63 из них предъявлены обвинения в хулиганстве...

Сейчас меры воздействия на нарушителей существенно ограничены. Если самолет совершил вынужденную посадку, авиакомпания может подать в суд на виновника ЧП и попытаться взыскать материальный ущерб по статье 1064 ГК РФ. Перевозчик может аннулировать обратный билет нарушителя. В рамках административной ответственности его могут оштрафовать на 2-5 тысяч рублей. Уголовное дело будет возбуждено, только если он успел нанести телесные повреждения члену экипажа или пассажирам.

Слово эксперту

А как решается вопрос с авиационной безопасностью за рубежом? Какими документами регламентируются действия экипажей воздушных судов? На вопросы «Труда» отвечает президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», член Всемирного фонда безопасности полетов, лауреат государственной премии СССР Валерий ШЕЛКОВНИКОВ.

— Для всех авиаперевозчиков нормативной базой служат Рекомендованная практика IATA №?1792а и, разумеется, Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации «Управление безопасностью полетов». Приведу наглядный пример: в США нападение на самолет гражданской авиации расценивается как угроза национальной безопасности государства. Это жесткий, но справедливый подход.

Идея ввести службу «воздушных маршалов», которые следили бы за порядком на каждом рейсе, у нас не прижилась. Хотя в 1970-е, на пике угонов самолетов, случавшихся тогда по 10 раз в году, вооруженные сотрудники МВД входили в состав экипажа и летали под видом обычных пассажиров.

Черные списки — давняя и успешная практика ведущих мировых авиакомпаний. Теперь такие ведутся и у нас. Более того, они должны распространяться на участников воздушных альянсов. То есть нарушитель, попавший в черный список одной авиакомпании, автоматически становится персоной нон грата еще десятка других.

Профайлинг — ключевое звено авиационной безопасности. Это превентивные меры: выявить потенциальных нарушителей еще на этапе регистрации и исключить их посадку в самолет. И, конечно же, глава «Аэрофлота» прав: так называемые средства сдерживания должны быть на борту, как бы спорно это ни звучало. Деструктивный пассажир может устроить все что угодно, вплоть до разгерметизации на высоте. А если это случится над океаном, где негде совершить экстренную посадку? Не надо бояться жестких мер, если речь идет о безопасности полета!