В погоне за гормоном счастья

Фото: © Eunika Sopotnicka, globallookpress.com

Литературный обзор


Странное дело: чем выше в мире становится продолжительность жизни, тем больше проблем со здоровьем и счастьем испытывает человечество в целом. На их поиски и обретение люди тратят столько средств и энергии, что просто радоваться каждому прожитому дню сил и времени уже не остается.

Мишель Уэльбек «Серотонин»

Новый роман лауреата Гонкуровской и множества других премий мгновенно стал бестселлером во Франции и с завидной скоростью был переведен на десятки языков, включая русский. В книге все тот же полумрак, сотканный из неясной тоски и одиночеств, которым автор окутывал читателей своих прежних романов — «Элементарные частицы», «Платформа» и «Покорность». Правда, само название нового произведения заставляет обратиться к справочникам. И тут выясняется, что серотонин — это гормон, который выделяют нервные клетки, в обиходе он известен еще как «гормон настроения» или «гормон счастья». Его нехватка в организме чревата хандрой, нервозностью и апатией.

К эпатажным писателям Уэльбека вряд ли причислишь, хотя он и удостоился титула «Карл Маркс секса». Но тут секс — только фон. Главный герой «Серотонина» давно не проявляет сексуальной озабоченности. Он погружен в депрессию, выхода из которой не видит. Кофе, сигареты и таблетки, погружающие в полуявь-полусон, — вот и все, что осталось прожигающему наследство родителей меланхолику, 46-летнему буржуа. Сбежав от юной японки-нимфоманки Ядзу, он в поисках утраченной любви и самого себя прежнего отправляется во французскую глубинку. Но и там медом не намазано: глобализация пожирает фермеров, лишая их дохода и самого смысла существования...

«Серотонин» — очередной (после «Покорности», где Уэльбек размышлял о победе на президентских выборах кандидата-мусульманина) реквием по старой доброй Франции, утратившей национальную идентичность. Уэльбек, по образованию, кстати, сельскохозяйственный инженер, а по призванию еще и прозорливый социолог, подтверждает свое давнее открытие: человек по-настоящему взрослым, а значит, и счастливым, уже не станет никогда. Духа, а точнее, серотонина не хватит.

Иеромонах Феодорит «Поп на мерсе»

Как мы воспринимаем «толстого попа» (так автор называет себя сам), да еще на джипе? Чаще всего неприязненно. Но к священнику Феодориту после чтения его невыдуманных историй про боевые будни скорой помощи, где он служит реаниматологом почти 40 лет, возникает стойкая симпатия. В миру он Сергей Валентинович Сеньчуков. Крестился, уже став врачом, а постриг принял в 2008-м после смерти супруги. Помимо неотложки работает с коматозными больными. Говорит, в стационаре пациент и врач разобщены, сближение бывает крайне редко, а вот на скорой человеческий контакт налаживается мгновенно со всеми участниками ситуации. Это островок особого братства без субординации.

В живых мини-зарисовках видно, как с 1983-го до нынешних дней менялись люди, быт и дух страны. Вот вам советское здравоохранение, где нехватка элементарных средств возмещалась высоким профессиональным служением. А вот 90-е с почти ежедневными вызовами на уличные перестрелки или к наркоманам, переживающим ломку. А вот детская реанимация, где автору тоже довелось поработать и не раз видеть, как умирают малыши. И бабушки-социопатки, вызывающие без повода неотложку по нескольку раз в сутки: Даже самые драматические случаи из медицинской практики отец Феодорит сумел рассказать легко, с душевной теплотой, «показывая мир таким, каким увидел его сам: ярким, смешным, красивым, иногда жестоким, в котором есть место и обыденности, и чуду». Изменены только имена действующих лиц — но и без них никакого сомнения в достоверности картины не возникает. Только легкое чувство изумления охватывает, когда закроешь эту книгу: господи, как мы только все это пережили? И сколько еще предстоит пережить...



Власти «ряда регионов» оказались готовы не подчиняться правительству, отстаивая свое право закрывать границы во время эпидемии. Кто прав?