ВОРОВСТВО "В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ"

Каких только мудрено-канцелярских изобретений, "ходов" не напридумывало российское "беловоротничковое" жулье для замазывания элементарного казнокрадства. Вот и еще один обнаружился: "содействие в проведении расчетов по бюджетным долгам в особом порядке".

Вы что-нибудь поняли, уважаемые читатели? Вопрос, конечно, риторический - ясно, что, чем больше тумана, тем легче уходить от правосудия. Но можно догадаться: речь о пресловутых взаимозачетах по налоговым платежам. Грабительских для казны, то есть для нас с вами, и наваристых для тех, кто их раскручивает. Известно, что при взаимозачетах государство недобирает примерно треть средств. Поэтому неоднократно их пытались запретить.
Впрочем, сам по себе взаимозачетный грабеж - дело не наказуемое ни Уголовным, ни Гражданским кодексами, он не занесен в разряд преступлений. А коль так, то у посредников, наживающихся на процентах при переадресовке долгов, аппетиты разгораются. И рождаются очень даже доходные комбинации.
Один из новых методов ограбления казны, родившийся в атмосфере взаимозачетной вольницы, обнаружили сыщики Курского управления ФСБ. Хотя расследование еще продолжается, необходимо уже сейчас познакомить общественность с курским "ноу-хау" - быть может, в других регионах обратят внимание на похожие комбинации. Но в интересах следствия фамилии новых бендеров и названия некоторых столичных "крыш" называть еще нельзя.
Курские предприниматели господа А-й и Х-в, подвизавшиеся когда-то в ведомственной науке, а ныне возглавляющие посреднические организации, в своем ученом прошлом лучше всего усвоили одну аксиому: кто владеет информацией, тот владеет всем. Доступ к информации у них, вращавшихся в предпринимательских и руководящих кругах, был. И вот как-то осенью 1997 года, после выхода в свет Указа президента РФ N 880, разрешавшего взаимозачеты по налоговым платежам в федеральный бюджет, г-ну А-му показалось многообещающим известие, что ОАО "Курскатомэнергострой" ("КАЭС") задолжал федеральному бюджету в тогдашних неденоминированных деньгах 15 миллиардов рублей. По странному совпадению такая же сумма в виде ссуды была обещана федеральным правительством двум курским госпредприятиям - птицефабрикам "Курская" и "Первомайская" на реконструкцию и строительство новых корпусов. Увы, из-за скудости бюджета неизвестно сколько лет надо было ждать эту помощь. Господин А-й, обаяв руководителей всех трех структур, убедил их, что может оказать "содействие в проведении расчетов в особом порядке".
"Особый порядок" оказался весьма занимательным действом новоявленных махинаторов. Сначала, правда, все вроде было просто и понятно. Некое московское ИЧП, от лица которого г-н А-й обещал землякам благоденствие, обязалось погасить долг "КАЭСа" федеральному бюджету, а строители в свою очередь на всю сумму произведут реконструкцию птицефабрик. Это будет как бы бюджетной ссудой, возвращать которую своей продукцией фабрики обязались столичному ИЧП. Но чтобы эта схема сработала, убеждал своих курских партнеров "благодетель", немедленно нужны документы о выполнении "КАЭСом" строительно-монтажных работ на птицефабриках. Он их сам и подготовил, оставалось лишь подписать да пришлепнуть печати.
И он все получил. А в Москве благодаря этим фальшивкам ИЧП получило от правительственной структуры "договор уступки требования" от курян-должников. Опуская ради экономии места еще ряд комбинационных ходов, сообщу лишь, что в итоге господин А-й и хитрое столичное ИЧП оказались владельцами векселей Курской атомной станции - на сумму 13,5 миллиарда неденоминированных рублей. Обратите внимание: в итоге расчета строительной организации с бюджетом "в особом порядке" бюджет не получил ни копейки, птицефабрики - получатели бюджетной ссуды - тоже, зато г-н А-й и некое ИЧП обогатились сразу на миллиарды.
Но и это еще не все. По имеющимся у следствия данным, значительная часть этих средств через один из столичных банков перекочевала в оффшорную зону на счета нескольких мелких фирм, принадлежащих... неким предпринимателям из Чечни. Вполне возможно - на финансирование сепаратистских боевиков.
Следствию известна еще одна подобная комбинация, прокрученная г-ном А-м вместе со своим соратником Х-вым. На этот раз они разыграли многоходовку с 40-миллиардным долгом федеральному бюджету ОАО "Михайловский ГОК" - крупнейшего предприятия Курской области. Снова нашли "бюджетополучателя" - консервный завод в пригороде Курска, скрывающийся под громким именем ОАО ГАК "Союз". Опять обещание "содействия расчетов в особом порядке", опять фальшивые документы, опять цепочка переуступок задолженностей...
В конце концов махинаторы завладели векселями ОАО "Носта" (Орско-Халиловский металлургический комбинат) на сумму 30 миллиардов неденоминированных рублей. Эти деньги, проведя через несколько банков и предприятий, рассредоточили по нескольким фирмам. Ни федеральный бюджет, ни госпредприятие "Союз" не получили ни копейки из 40-миллиардного налогового долга Михайловского ГОКа.
Всего два примера, два случая изымания немалых денег из госказны. Но сколько их еще, не обнаруженных, защищенных от разоблачения высокими чинами (у курских дельцов тоже есть свои столичные покровители, получавшие определенную мзду)? В какие астрономические суммы выливаются такого рода махинации? А мы все недоумеваем: как же случилось, что великая Россия собирает доходов меньше, чем, скажем, небольшая Финляндия...
И еще один вопрос. На счету правоохранительных органов одной Курской области за несколько последних лет - около полусотни раскрытых крупных экономических преступлений. Увы, за это время понесли наказание - и то главным образом символическое - лишь несколько схваченных за руку махинаторов. Остальным удается выкручиваться. Не потому ли они чувствуют себя привольно, что Фемида дремлет?