ОХОТА К ПЕРЕМЕНЕ МЕСТ

Оренбуржье в глазах вынужденных переселенцев - остро-вок благополучия. Здесь не гре-мит война, тут не делят людей по национальному признаку, не отключают электричество, воду и газ. "Это уже очень много", - считает Занди Макаев, бывший житель Грозного.

- Война в Чечне, - рассказывает он, - как воронка, которая втягивает в себя всех без разбора. Мирным людям там хочешь не хочешь, а приходится выбирать, на чьей стороне быть: боевиков или федералов.
Занди не хотел выбирать - по безопасному коридору, организованному федеральными войсками, вывел жену, двоих детей, мать и увез их подальше от полыхавшего города.
В центре временного размещения Макаевым выделили две комнаты. После многомесячного томления в подвале родного дома, разрушенного снарядом, семья радуется горячей воде, ванне. Есть телевизор и радио.
Рядом живет Александр Чеченцев - тоже из Грозного. Он русский. Общая беда их сплотила. У Александра под артобстрелом погибла мать - единственный родной человек. Он похоронил ее прямо во дворе. А через день снаряд разнес в щепки дом.
Сейчас в Оренбургской области живут 845 мигрантов только из Чечни. А еще 33 тысячи приехали сюда из республик бывшего Союза. Больше всего из Казахстана. Оно и понятно: общая граница. Сняться с обжитых мест их заставили разные причины. Анатолий Вотченков из Караганды - электромонтажник по профессии - много лет не мог найти работу, хотя вакансии были, но на них предпочитали брать коренных жителей. Раиса Кустикова уехала из города Актау (Шевченко) из-за детей. Жалуется: "На их будущем без знания казахского языка можно ставить крест. А выучить его при отсутствии надлежащих методик нереально".
Не только русские, но и казахи подались в Оренбуржье в поисках лучшей доли. Джамиля Хусаинова из Костакая признается: "У меня зарплата была шесть тысяч тенге, пять из них платила за квартиру. А на оставшуюся тысячу не проживешь - это цена двух килограммов мяса".
Но и Оренбургская область не в состоянии всем помочь. Размещают переселенцев в основном по райцентрам. Главная проблема - жилье. Из-за нехватки средств (финансирование - меньше 50 процентов) строительство ведется черепашьими темпами. Как, впрочем, в большинстве российских регионов. В областной очереди на улучшение жилищных условий - две с половиной тысячи семей. В прошлом году мигрантам смогли предоставить лишь 50 квартир. Правда, в прошлом году семьям переселенцев выплачены ссуды в размере 8 миллионов 444 тысяч рублей.
- В центре временного размещения некоторые приезжие живут уже пять-шесть лет, хотя по закону положено не больше трех месяцев, - говорит руководитель миграционной службы Оренбургской области Владимир Шишкин. - Идем на такое нарушение, потому что по-человечески жаль людей. У многих нет здесь ни родственников, ни знакомых.
По словам депутата Госдумы РФ Юрия Никифоренко, в годы Великой Отечественной войны Оренбургская область приняла и обогрела 150 тысяч эвакуированных людей. Сейчас ей это не под силу, поскольку дефицит областного бюджета составляет более 10 процентов.
Но неустроенность не останавливает поток мигрантов. Там, откуда они уезжают, потеряна надежда на восстановление нормальной жизни. И Оренбуржье со своими проблемами им все равно кажется чуть ли не землей обетованной.