ШТУРМОВЩИНА

Драма с захватом российского самолета Ту-154М в небе над Стамбулом завершилась в Саудовской Аравии. Все оставшиеся в живых пассажиры и члены экипажа вернулись на родину, авиалайнер пригнали во Внуково. Погибшую при штурме арабскими спецназовцами самолета стюардессу Юлю Фомину похоронили неподалеку от аэропорта. Король Саудовской Аравии выразил своим коммандос благодарность, участников операции представят к наградам.

Безусловно, главный результат достигнут: террористы обезврежены. Вместе с тем, чем больше подробностей о штурме самолета мы узнаем, тем больше возникает вопросов. Турецким властям предстоит выяснить: каким образом злоумышленники сумели через суперсовременные системы контроля безопасности в турецком аэропорту пронести на борт самолета нож, заточку и ножницы? Террористы уверяют, что дали за эту любезность большие деньги.
Недавние заложники чуть ли не собираются предъявлять иски за принесенный им моральный и материальный ущерб. Выясняется, что пятерых невинных россиян, которых саудовцы поначалу заподозрили в связях с террористами, засадили в военной тюрьме в соседнюю с террористами камеру. И обращались там с россиянами, как они теперь рассказывают, необоснованно жестоко.
Как известно, во время штурма самолета с террористами, кроме преступника, погибли два невинных человека - российская стюардесса Юлия Фомина и турецкий гражданин. Российская стюардесса погибла не от ножей террористов (как об этом поначалу сообщалось со ссылкой на помощника президента Ястржембского). Свидетельствует бывший заложник Валерий Андреев: "Когда люк открылся, спецназовец стал стрелять без разбора в эту щель. Он даже не смотрел, куда стрелял. Прямо ей в лоб..."
На глазах у пассажиров за неповиновение коммандос застрелили еще и турецкого гражданина.
А как оценивают проведенную операцию профессионалы? Президент ассоциации ветеранов группы "Альфа" Сергей Гончаров считает, что саудовские спецназовцы не отличались высоким уровнем спецподготовки:
- К подобным операциям бойцы должны готовиться не один день, как это было, а годами. Кроме того, атаковавшие самолет спецназовцы не выполнили два основных условия, необходимых для любой подобной операции: внезапность и стремительность. Они провели обычную нормальную полицейскую операцию способом "навал".
Если верить пилотам, то накануне операции самолет под завязку заправили топливом. Как же можно применять огнестрельное оружие при полных баках?
До сих пор остается непонятно, почему коммандос, атакующие самолет, не вняли советам бортинженера. Ведь он несколько раз им предлагал: заберетесь в кабину пилотов и оттуда сможете атаковать террористов. Они не только не послушали совета, но даже и пилотам, находящимся в кабине, не выдали ни бронежилетов, ни оружия.
Три трупа -двух заложников и террориста - далеко не самый блестящий результат для такой далеко не самой сложной операции.
- Как бы вы оценили уровень принимавшихся решений?
- Я считаю, что было правильно решено не отпускать самолет в Афганистан. Там мы наверняка бы и самолет потеряли, и террористов тоже потом не достали, а судьба экипажа и пассажиров могла быть самой печальной. А вот решение штурмовать самолет было явно преждевременным. Без всякой проработки операции, отказавшись от переговоров...
- Насколько известно, санкции на штурм самолета были даны российским начальством.
- Дать санкции, сидя в Москве и не видя того, что творится в Медине, еще не значит, что решение нужно немедленно исполнять. Санкции были даны прежде всего на отказ выпустить самолет в Афганистан. А если саудовцы к штурму еще не были готовы - не стоило торопиться. Никто не требовал начинать его моментально.
- Какой бы выход тогда могли предложить вы? Если учесть, что в Медину путь немусульманам закрыт?..
- Мне кажется, нужно было добиваться, чтобы эту операцию проводил именно наш спецназ. Кстати, в "Альфе" служат не только русские, есть офицеры, которые имеют мусульманское вероисповедание. Наши ребята сработали бы лучше.