ОТКРЫТИЕ СИБИРИ

Начата разработка "Энергетической стратегии Сибири". Сегодня наш собеседник - один из авторов этого документа профессор, директор Института геологии нефти и газа Сибирского отделения Российской академии наук академик Алексей КОНТОРОВИЧ.

- Алексей Эмильевич, что положено в основу "Энергетической стратегии", разработкой которой вы занимаетесь...
- Я бы сказал, что она зиждется на двух "китах". Во-первых, поскольку основные энергетические ресурсы страны сосредоточены именно в Сибири, то с полным основанием можно считать, что "Энергетическая стратегия Сибири" является одной из важнейших составляющих "Энергетической стратегии России", которая сегодня проходит стадию довольно активного обсуждения в правительстве. Во-вторых, она является важным звеном "Стратегии развития Сибири" - документа, который получил одобрение и поддержку президента Владимира Путина.
В отличие от первых двух документ, над которым мы сейчас работаем, должен более детально проработать энергетические проблемы и перспективы региона.
- О каких задачах нужно говорить в первую очередь?
- Если мы хотим, чтобы Россия и впредь считалась ведущей энергетической державой, то должны понять, что без соответствующей геологоразведочной базы, без должного финансирования поисковых работ мы в скором времени можем скатиться далеко вниз. Пока живем за счет открытий, сделанных в советское время. По прогнозам нашего института через десять - пятнадцать лет мы должны будем добывать нефть из месторождений, которые сегодня еще не открыты. Так что, поверьте, все утверждения ученых-геологов о необходимости значительного ускорения поисковых работ, о существенном увеличении их финансирования - это вовсе не пустые страшилки.
- Сегодня месторождениями владеют весьма состоятельные собственники. Вероятнее всего, именно они должны в первую очередь думать об активизации поисковых работ...
- Полностью с этим согласен. Взять тот же "ЮКОС" - уверен, у этого гиганта найдутся необходимые средства для укрепления и расширения своей производственной базы в регионе. Так что не государство должно отрывать крохи от своего не очень богатого бюджета, а те, кто сегодня имеет лицензию и занимается эксплуатацией месторождений.
- Насколько перспективна Сибирь для новых открытий?
- Приведу пример: стоило нам лишь прикоснуться к шельфу, как были открыты крупные месторождения - Штокмановское в Баренцевом море и еще два - Ленинградское и Русановское в Карском. А ведь еще толком не изучены Сахалин, Камчатка и Восточная Сибирь. Да и в Западной, где геологи, казалось, открыли все, что можно, уверен, будет сделано немало новых открытий.
- Сегодня немало говорится о том, что Сибири пора перестать быть сырьевым придатком центра. Нужно создавать современные перерабатывающие производства непосредственно здесь...
- Знаете, в этом вопросе есть одно "но", и очень существенное. Речь идет об удаленности этих производств от основных потребителей продукции. Построить завод и произвести необходимый продукт- этого мало. Его нужно доставить до потребителя. А у нас такие железнодорожные и энергетические тарифы, которые попросту сделают этот продукт на рынке неконкурентоспособным. Возьмем хотя бы Омский нефтеперерабатывающий завод. Он работает на экспорт, но доля экспортной продукции в общем объеме все-таки далека от желаемого. Кстати, приведение тарифов к разумным величинам - одно из положений "Стратегии развития Сибири". Будет решена эта проблема - можно двигаться дальше.
Однако не стоит думать, что в данный момент мы выступаем против создания новых производств и внедрения прогрессивных технологий. Напротив - такую работу необходимо активизировать хотя бы потому, что углубленная переработка нефти в какой-то мере равнозначна приросту сырьевых запасов. К примеру, компания "Роснефть" ведет реконструкцию нефтеперегонного завода в Комсомольске-на-Амуре с тем, чтобы получать из нефти в основном светлые продукты, отказавшись от выпуска мазута. Такие шаги можно только приветствовать.
- Насколько в своей работе вы учитываете пожелание региональных лидеров? Губернатор Кузбасса Аман Тулеев на недавней встрече с Владимиром Путиным убеждал его в необходимости увеличения доли угля в энергетике России. Не двигает ли им чисто региональный интерес? Тем более что на некоторых шахтах Кузбасса отмечается кризис перепроизводства...
- Я очень уважаю Амана Гумировича, но с утверждениями о том, что в энергетике уголь должен полностью вытеснять газ, я не согласен. К данной проблеме необходим дифференцированный подход. К примеру, в европейской части России, где доля угля слишком мала, ее действительно можно увеличивать. У нас же, наоборот, энергетика в основном угольная. Я считаю, что как раз в Сибири можно увеличивать долю газа и нефтепродуктов. И сейчас эта работа ведется. В частности, строятся газопроводы на Алтай и в южные районы Сибири.
Что касается региональной политики, то одна из задач, которую мы пытаемся решить в "Энергетической стратегии", - это как раз объединение усилий регионов в решении задач энергетики. Как происходит сейчас - каждый видит проблему со своей колокольни, и, естественно, отсюда же и пытается подобраться к ее решению. Как результат - актуальные задачи не решаются годами, богатые природными ресурсами края и области, как говорится, локоть видят, да укусить его не могут.
- Алексей Эмильевич, разработчики "Стратегии развития Сибири" утверждают, что их взгляд на развитие огромного региона, который в целом поддерживают президент и глава правительства России, встречает довольно значительное сопротивление в лице чиновников Министерства экономического развития, которые якобы пытаются выхолостить документ, удалив из него наиболее существенные положения. Нет ли у вас опасения, что и "Энергетическую стратегию" ожидает подобное "хождение по мукам"?
- Несомненно, нас ожидают весьма нелегкие дискуссии и споры с оппонентами. Но стоит ли их опасаться? Я думаю, нет. Наоборот, они помогут нам более детально подойти к нашей работе и, следовательно, добиться необходимого результата.