Впрочем, упущенное можно наверстать, было бы желание. А оно, судя по всему, есть. Участники недавнего заседания Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) обсуждали перспективы присоединения нашей страны к Болонскому процессу с оптимизмом, по-деловому и, что особенно важно, с более масштабных позиций.
Что же сулит Болонский процесс российскому студенту? Во-первых и в главных, он превращает в реальность заманчивый лозунг "образование без границ". К примеру, поступив в Сорбонну и проучась там один год, молодой француз совершенно спокойно может перебраться на второй курс по своей специальности, скажем, в Мадридский университет, а на третий - в Оксфорд. И все это никоим образом впоследствии не отразится на его дипломе. Точно так же смогут поступать и российские студенты. Перед ними откроется вся Европа с ее знаменитыми старинными университетами. Конечно, миграция из вуза в вуз - не самоцель, но ведь, согласитесь, замечательно иметь такую возможность в юные годы, когда особенно хочется посмотреть мир. Европейская молодежь такую возможность старается не упускать.
Декларация 1999 года требует от "подписантов" решить три главные задачи: построить высшее образование по двум уровням - бакалаврскому, который должен быть не менее трех лет, и последующему магистерскому или докторскому, создать систему кредитов и ввести механизм сопоставимости дипломов. По большому счету, непреодолимых препятствий для таких нововведений у нашей вузовской системы нет. Про двухуровневую схему "бакалавриат - магистратура" россияне знают не только понаслышке. В ряде вузов она уже давно существует, правда, пока формально, так как основным по-прежнему остается пятилетний срок обучения. Кстати, многие убеждены в том, что этот, традиционный для нашей страны цикл должен быть сохранен и при двухуровневой системе. Но в Болонской декларации не оговариваются жесткие временные рамки обучения в бакалавриате и магистратуре, поэтому вузам совсем не обязательно идти по пути механического сокращения учебных программ. Российские специалисты склоняются к мнению, что для наших высших учебных заведений оптимальна схема, при которой для получения квалификации специалиста (бакалавра) студентам придется учиться четыре года. А чтобы стать инженером-конструктором или исследователем (магистром), понадобится еще два года.
Система кредитов, второй основополагающий принцип вышеупомянутой декларации, позволяет сравнивать объем изученного студентом материала при переходе из одного вуза в другой. Она подробно отражает объем работы, требующейся для завершения каждого курса, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Проще говоря, система кредитов позволяет сделать зачетку студента МГУ понятной преподавателю любого заграничного университета.
Третий кит, на котором держится Болонский процесс, это унифицированный диплом, помогающий четко определить место вуза, которым он выдан, в национальной системе образования. Ведь если в самой России каждому ясна разница между образованием, полученным на мехмате МГУ и, скажем, на математическом факультете какого-нибудь провинциального педагогического института, то для профессора Кембриджа, разглядывающего ваш документ о высшем образовании, она совсем не очевидна. Точно так же и мы с ходу не сможем уловить, каково соотношение в системе английской высшей школы того же Кембриджа и, допустим, Абердинского университета. Кстати, новые русские нередко попадаются на эту удочку и посылают своих отпрысков учиться в какое-нибудь зарубежное захолустье. Зато когда в унифицированном дипломе будут положенные специальные вкладки, никого провести не удастся.
На выполнение требований Болонской декларации отводится срок до 2010 года, так что время поспеть на этот "поезд" у России еще есть.