07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИГРЫ НА СВАЛКЕ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 22 Марта 2005г.
В Москве прибыло еще одним "легендарным" мюзиклом - это "Кошки" Эндрю Ллойда Уэббера. Проект осуществлен на широкую ногу. Международная компания "Стейдж Холдинг", владеющая правами на 28 известных мюзиклов, в том числе на все произведения Уэббера, на несколько лет сняла столичный Дом молодежи и отремонтировала его специально под постановку. Теперь, едва переступив порог здания, зрители попадают под таинственный свет звезд и громадной луны - потолок фойе оформлен в виде ночного неба. Под таким же небом будет проходить и все действие на сцене.

За подготовкой премьеры наблюдали доверенные лица Ллойда Уэббера - музыкальный супервайзер Дэвид Боулинг, режиссер и хореограф Кристин Картрайт, балетмейстер Эльвира Таха... В кастинге приняло участие около 2000 артистов, он продолжался аж пять месяцев вместо запланированных двух. В результате были отобраны 40 актеров и 11 оркестрантов во главе с дирижером Аллой Куликовой. Прямо из Мадрида прибыли декорации, изображающие живописную свалку - место обитания кошек (в испанской столице спектакль шел предыдущие несколько лет)... Как видим, подготовка велась серьезно. Ну а каков результат?
Что до зрелищности, ее вроде бы обеспечили. Во всяком случае танцы разучены неплохо, а Александр Бабенко (кот Мистофелес) даже крутил классические па на манер какого-нибудь принца Зигфрида. Слаженно пел хор, демонстрировали хорошие голоса и кое-кто из солистов - Иван Ожогин (Манкустрап), Алексей Бобров (Рам-Там-Таггер)... Виктория Канаткина с Андреем Глущенко (Рамплтизер и Мангоджерри) умудрялись не только петь, но и одновременно выделывать головоломные сальто (тем самым, впрочем, породив среди скептичных журналистов слушок - надеюсь, досужий, - что звучит, мол, фанера). Световые эффекты были временами просто роскошны. Как ни странно, даже стихотворные тексты, обычно в наших постановках мюзиклов ужасные, на сей раз не оскорбляли слух откровенной корявостью - популярные в англоязычном мире шуточные стихи о кошках Томаса Элиота перевел не чуждый поэзии Алексей Кортнев...
И все же спектакля в целом, на мой взгляд, не получилось. Дело не только в естественной сыроватости премьерного исполнения. В самом произведении Ллойда Уэббера нет двух важнейших качеств. Одно из них - крепко сбитый мелодраматический сюжет. Ничего подобного активному действию, которым увлекают нас, скажем, классические "Оливер" или "Звуки музыки", здесь нет и в помине. Драматургию никак не спасает нехитрый сюжетный ход: многочисленные кошки одна за другой демонстрируют свои таланты - вокальные, акробатические, бойцовые, даже воровские, - после чего самую достойную забирают в кошачий рай. Получается дивертисмент длиной в два с половиной часа - поначалу занятный, но вскоре становящийся утомительным.
Но еще хуже другое: в мюзикле Уэббера почти нет... яркой музыки! Во всяком случае вашему покорному слуге удалось насчитать всего 1 (один) "убойный" шлягер - ту самую песню о луне, которую прославила своим замечательным исполнением Барбра Стрейзанд. Все остальное показалось профессионально сбитыми "общими местами". Куда богаче на мелодии наш многострадальный "Норд-Ост" или "Ромео и Джульетта" Пресгурвика, не говоря уж о великой "Моей прекрасной леди" Лоу... Более того, осмелюсь высказать крамольную мысль: в каждом своем мюзикле расчетливый британский композитор выдает не больше одного шлягера. Так было в "Иисусе Христе - суперзвезде": можете вспомнить оттуда что-то, кроме мотива "Джезус Крайст, Джезус Крайст" (да и тот подозрительно похож на известную Серенаду Гайдна)?.. Что, кроме дуэта, растиражированного у нас Николаем Басковым и Любовью Казарновской, вы вспомните из "Призрака оперы" (опять-таки - забавно похоже на отечественную балладу "На позицию девушка провожала бойца")? Ну и в песенке о луне, по-моему, не обошлось без "Болеро" Равеля... Что ж, нот, как известно, всего семь.
Мне возразят: да как вы смеете, Уэббер - это же один из пионеров жанра, живой миф... В том-то и дело, что мы слишком легко поддаемся на провокации мифотворцев, "продающих" нам умелого компилятора как оригинального творца. Грамотный пиар - могучая вещь...
Не я один - многие коллеги-критики уходили со спектакля с чувством разочарования. Впрочем, переполненный зал (справедливость требует это отметить) довольно активно аплодировал, сам Уэббер, приехавший на один день в Москву, широко улыбался артистам, публике... Но то - премьера. Устроители-то рассчитывают показывать "Кошек" ежедневно в течение неограниченного времени. Удастся ли им так же заполнить полуторатысячный зал по отнюдь не бросовым ценам (от 400 до 1600 рублей) на 50-м, 100-м, 500-м представлениях?..


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников