ПОЛЬСКИЙ САНТЕХНИК ПУГАЕТ ЕВРОПУ

Мифический польский водопроводчик, готовый вкалывать за копейки и таким образом отобрать рабочие места у избалованных западноевропейцев, весьма сильно напугал ведущие страны ЕС. Усилиями объединенных левых в Европарламенте они настояли на принятии "кастрированной", как ее сразу прозвали в Польше, директивы о либерализации рынка услуг, а по сути о свободном перемещении рабочей силы. Сфера услуг занимает 60 процентов в экономике Евросоюза.

В первоначальном варианте директивы Болкештайна (названной так по фамилии ее автора, бывшего комиссара по делам внутреннего рынка ЕС) был заложен так называемый "принцип страны происхождения", по которому фирмам и отдельным специалистам разрешалось бы работать в других государствах сообщества по законам своей страны. Под этот закон попадают такие трудоемкие виды деятельности, как строительство, общественное питание, туризм, бухгалтерский учет.
Нет, сказали "старожилы" ЕС, нельзя позволить предприятию, созданному в одной стране, работать в другой на основе своего национального законодательства. Исключение ключевого принципа из директивы Болкештайна вызвало возмущение "новобранцев". Они пеняют на то, что в препарированном законе расставлено много рогаток, которые рано или поздно будут использованы для блокирования работы восточноевропейских госпредприятий на западных рынках.
Столь пристальное внимание к Польше объясняется тем, что она по численности населения и экономическому потенциалу превосходит всех новичков ЕС вместе взятых.
По мнению главы конфедерации польских предпринимателей Анджея Малиновского, страны - основатели Евросоюза показали, что они "брезгуют" конкурировать на равных условиях с новичками. Атмосфера вокруг либеральных реформ в ЕС ухудшилась. Свободный обмен рабочей силой, так же как товарами и капиталами, был предусмотрен еще Римским договором 1957 года об учреждении Европейского экономического сообщества, но до сих пор так и не стал реальностью.
Австрия и Германия продлили запрет на свободное трудоустройство в своих странах граждан из новых членов ЕС до 2011 года. Но и там требуются рабочие руки на те места, которые не интересуют местных жителей. Поэтому выдаются индивидуальные разрешения фирмам и частным лицам, по двухсторонним межправительственным соглашениям определяются лимиты рабочих мест для соседей-иностранцев в тех европейских регионах, где есть дефицит собственных специалистов, как правило, непрестижных профессий.
Во время недавнего визита в Париж президент Польши Лех Качиньский заострил вопрос об открытии французского рынка труда для работников из новых стран - членов ЕС. Он уговаривал своих визави не бояться социального демпинга. В тех странах, которые не ввели ограничения (Англия, Ирландия, Швеция), исчезает черный рынок труда. Сейчас он многократно шире легального. Именно "серая сфера" более всего вредит социальной модели - меньше людей платят налоги, большему числу надо выплачивать пособия.
Европейский рынок труда сегодня выглядит весьма парадоксально. Польша сама хочет дать пример старому ЕС, как надо открывать этот рынок. Ее правительство предполагает всячески легализовать его для украинцев, россиян и белорусов. Под предлогом, что они могли бы заполнить рабочие места, оставленные поляками, нашедшими работу на Западе. Но это лишь предлог. Речь идет о фактической легализации того, что уже сложилось годами. По экспертным оценкам, в стране сейчас работает "по-черному", то есть без разрешения властей, от 150 до 300 тысяч иностранцев, преимущественно из соседних восточных стран.
Казалось бы, это невероятно в стране, где 2,8 миллиона безработных. В Польше не хватает рабочих рук! - поднимают тревогу предприниматели из строительной отрасли. "Это трагедия, - говорит один из них. - Сотня моих работников уехала на Запад, где нелегально устроились. И некем их заменить, хотя плачу пристойно. Нужны каменщики, плиточники, слесари, штукатуры". Сами поляки не очень-то хотят идти на стройки из-за невысокой, по их меркам, оплаты труда.
Польское законодательство допускает возможность найма иностранцев. Проблема в том, что надо получить разрешение на работу. Выдает его воевода (по-нашему губернатор), опираясь на представление управления труда. Одно такое разрешение стоит 850 злотых - среднемесячная зарплата строителя. Таких разрешений выдается всего-то около двух сотен в год. Мечтают же сотни тысяч здешних нелегалов о большем - о Германии. Польша рассматривается как трамплин, с которого можно, если повезет, совершить прыжок в западном направлении. По прикидочным оценкам, около 30 тысяч человек - выходцев с постсоветского пространства - ежегодно успешно выполняют это упражнение.