10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ШТРАФНИКИ ЛЕТАЛИ - И ЕЩЕ КАК!

ПИСЬМО СКЕПТИКОВ...
С недоумением 21 февраля нынешнего года прочитали в "Труде" материал

ПИСЬМО СКЕПТИКОВ...
С недоумением 21 февраля нынешнего года прочитали в "Труде" материал Валерия Володченко "Командир небесных штрафников". Речь журналист ведет о действительно заслуженном человеке, фронтовом летчике-истребителе, Герое Советского Союза Иване Федорове. Он воевал в Испании, работал испытателем первых советских реактивных самолетов в ОКБ имени Лавочкина. Имеет на своем боевом счету сбитые самолеты врага.
Один из авторов этого письма знаком с Иваном Евграфовичем более 50 лет. И знает его хорошим, добрым человеком, а отнюдь не хулиганом и драчуном, каким он сам себя любит представлять, вспоминая молодые годы, в интервью. Но при этом Федоров всегда имел склонность к фантазированию. Однако теперь, на наш взгляд, речь идет о серьезном публичном искажении Федоровым истории Великой Отечественной войны. Поэтому и решились на письмо в "Труд", хотя и сознаем, что оно не доставит Ивану Евграфовичу положительных эмоций.
Мы сами фронтовики и летчики-истребители. Вся наша жизнь, вплоть до сегодняшнего дня, связана с авиацией. Но никогда и ни от кого не слышали об истребительном авиационном полку штрафников, которым он якобы командовал. Между тем авиаполк - не иголка. Где же свидетели этих подвигов? Где боевые донесения? В том числе по фантастическим успехам сорока летчиков этого полка, будто бы всего за два месяца боев уничтоживших 519 фашистских самолетов. В самом деле, лучшие советские истребительные авиаполки, а именно 5-й, 9-й, 32-й и 176-й гвардейские, подобных достижений добивались за 3 - 4 года тяжелейших сражений и ценой огромных потерь.
Теперь о том, были ли вообще в советских ВВС летчики-штрафники. Приходилось видеть копию приказа Ставки Верховного главнокомандования от 4 августа 1942 года о создании подобных частей. Правда, не полков, а эскадрилий. Однако никаких иных документальных подтверждений появления на фронте летчиков-штрафников не обнародовано. Не слыхали о нем и известные нам ветераны.
Скорее всего, приказ этот был подписан сгоряча и в жизнь воплощен не был. Вероятно, Сталину просто объяснили, что в случае чего предотвратить перелет к противнику проштрафившегося и, по логике вещей, обреченного почти на верную гибель летчика попросту невозможно. Означает ли это, что летчики не попадали в штрафники? Конечно, попадали. Но тогда им давали в руки винтовку и вместе с пехотой отправляли в атаку в составе обычных штрафбатов. Приходилось слышать и о таком: по приговору трибунала названных преступниками переводили в стрелки-радисты на штурмовики Ил-2. В отличие от кабины пилота, на этих машинах кабина стрелка, одним пулеметом защищавшего заднюю полусферу, не имела надежного бронирования. Поэтому потери среди этой категории были особенно велики...
Скорее всего, Иван Евграфович просто пользуется доверчивостью и неосведомленностью журналистов. Число сбитых им самолетов Федоров преувеличил примерно в десять раз. Никогда не воевал в Корее. Не был пионером пилотажа на реактивных истребителях. Не устанавливал авиационных рекордов. И не совершал еще многого, что приписывает себе сегодня в газетах... Так что надо, уважаемый "Труд", все-таки честно разделить: где правда, а где - легенды и мифы.
Степан МИКОЯН,
Герой Советского Союза,
генерал-лейтенант в отставке,
заслуженный летчик-испытатель СССР.
Александр ЩЕРБАКОВ,
Герой Советского Союза,
заслуженный летчик-испытатель СССР.
...И АРГУМЕНТЫ "ТРУДА"
К титулованным авторам письма в редакцию я отношусь с уважением. Классным летчиком по блату не станешь. Профессиональную состоятельность и геройские отличия авторы письма заработали исключительно сами - умом, потом, кровью. Но регалии и высокий авторитет - еще не гарантия от ошибки. А потому давайте еще раз вернемся к предмету спора - пунктам биографии другого Героя Советского Союза - Ивана Евграфовича Федорова.
Итак, с чем не согласны сегодня заслуженные ветераны? Главное их опровержение: летчиков-штра-фников в Советской армии не было.
Были!
В Центральном архиве Министерства обороны я разыскал наградной лист, подписанный зимой 1943 года генерал-майором авиации Ерлыкиным и генерал-лейтенантом авиации Руденко. Цитирую с некоторыми сокращениями: "Федоров И.Е. - участник Отечественной войны с 27.7.42 г. на Калининском, Ленинградском и Центральном фронтах. Тяжело ранен в лицо в воздушном бою в 1942 г., дважды легко ранен в руку и ногу в 1942 г. В Отечественной войне полковник Федоров участвует с 27.7.42 г. непрерывно. За этот период времени участвовал в боях на Калининском фронте в должности старшего инспектора по технике пилотирования 3-й воздушной армии и по совместительству командовал отрядом управления, а затем группой штрафников (выделено мною. - В.В.) летного состава. За период командования группой штрафников на Калининском фронте лично произвел 84 боевых вылета...
В сентябре 1942 г. на п-ка Федорова маршалом авиации было возложено формирование полка "ассов" (так написано. - В.В.) на Калининском фронте при 3-й воздушной армии. За успешное выполнение этого задания, руководство и командование этим полком в декабре 1942 года награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
...За период с 5 мая по 22 ноября 1943 г. дивизия под командованием п-ка Федорова участвовала в операциях на Орловско-Курском направлении, под Кромами, Севском, Глуховом, Конотопом, Нежином, Черниговом, Гомелем. За это время дивизией произведено 3218 боевых вылетов. Сбито в воздушных боях самолетов противника - 243, на которые имеются подтверждения по наблюдениям с земли, и 266 по донесениям летчиков..."
Чтобы не возвращаться более к вопросу о штрафниках, поясню: в группе, которой командовал Иван Федоров, было 42 самолета, фактически летный полк.
Когда через два месяца отчаянных боев командующий Калининским фронтом Конев вызвал Ивана и спросил, что делать со штрафниками, Федоров ни секунды не сомневался: четверых своих летчиков предложил представить к званию Героя Советского Союза, остальных - к орденам и очередным воинским званиям. И всех немедленно отпустить по родным полкам...
Теперь об авиационных рекордах, в которых тоже отказывают Ивану Федорову обратившиеся в "Труд" ветераны. Приведу самую последнюю строку из представления И.Е. Федорова к званию Героя Советского Союза: "В конце 1947 года на совершенно новой схеме самолета получил наивысшие в СССР скорости". Ниже подпись - главный конструктор Лавочкин.
И наконец, о количестве сбитых самолетов - и штрафным полком в целом, и лично Федоровым. Это самый щепетильный вопрос. Я объяснял, что штрафникам сбитые самолеты фактически не считали. Между тем есть разные цифры. Сам Федоров назвал 134 сбитых самолета, официально ему насчитали (документально подтвержденных по всем бюрократическим правилам) 17 сбитых фашистов, а, скажем, в английских источниках (например, в энциклопедии "Асы Сталина") другой приведен счет: в годы Великой Отечественной войны Иван Федоров уничтожил 49 самолетов врага лично и 47 - в группе. Что же, разоблачать Федорова в приписках прикажете? Недавно дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, который в официальной иерархии самых результативных летчиков Великой Отечественной войны значится на четвертом - после Кожедуба, Покрышкина и Евстигнеева - месте, публично признал себя учеником Ивана Евграфовича Федорова: "Любой бой я сразу переводил на "вертикаль", чему научил меня, слава богу, и ныне здравствующий летчик-испытатель Герой Советского Союза Иван Федоров..."
К письму заслуженных ветеранов, которое "Труд" сегодня публикует, был приложен еще один "компромат" на Федорова - копия письма (от 26 мая 1941 года! - В.В.) начальника разведывательного управления Генерального штаба Красной армии генерал-лейтенанта Голикова на имя наркома авиационной промышленности Шахурина: "...Кроме того, имеются сведения, что полигона для стрельб на заводе нет. Стреляют где попало, даже по козам. Тов. Федоров летал между заводских труб, низко над домами и в неположенной форме одежды".
Вот уж против этого "сигнала" возразить трудно: очень даже похоже на Федорова. Именно таким он и был, будущий отчаянный командир небесных хулиганов. Ведь "дезертируя на фронт" с Горьковского авиазавода в 1942 году, он тоже все не по форме сделал: сначала зачем-то под мостом через Оку пролетел и был обстрелян опешившей охраной. А потом, когда его догнали два истребителя-перехватчика и попытались вернуть на аэродром, он такой пилотажный "цирк" в воздухе устроил, что тут же и закончилась погоня - не по зубам оказался беглец преследователям.
Что касается его "сомнительных" победных боев в Корее, то вынужден признаться: не нашел я подтверждающих бумаг. И не потому что плохо искал, а потому что хорошо у нас умели и до сих пор умеют секретить историю. Ведь даже в Испании с мая 1937 года по февраль 1938-го, если верить нашим архивным документам, Иван Федоров находился, оказывается, в обыкновенной "правительственной командировке". А отважно там дрался и побеждал фашистов некий "капитан Жан", которого испанцы прозвали Диабло Рохо - "Красный дьявол". И сегодня этот 92-летний "капитан Жан", проживающий на Кутузовском проспекте в Москве, вспоминает о главной, как он считает, награде за испанскую войну: прямо перед летным строем пламенным поцелуем восхищенная Пасионария (так испанцы называли Долорес Ибаррури) отметила личное мужество "русского Ивана"...
И в Китае, согласно документам, в 1940 - 1941 годах Иван Федоров тоже был в очередной простой и мирной "правительственной командировке" - в городе Урумчи возглавлял летно-испытательную станцию авиазавода N 600.
Так что, с уверенностью можно говорить, что подвиги Федорова не выдуманные и звание Героя он носит заслуженно. И еще. Герой Советского Союза летчик Иван Евграфович Федоров сам себе установил памятник. На одном из подмосковных кладбищ. На могиле жены, летчицы и участницы войны, с которой он летал в одном фронтовом небе и рядом с которой надеется упокоиться. Памятник по нынешним временам весьма скромный: вертикальная плита, на которой изображена красивая пара - мужчина, вся грудь в орденах, и женщина. И еще самолет, парящий над их головами вместо ангела...
Год смерти мужчины на могильной плите не обозначен. Пока пуста строка.
Валерий ВОЛОДЧЕНКО.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников