ТАРКОВСКОМУ УГРОЖАЮТ КИРПИЧОМ

Недавно просвещенное человечество праздновало международный день архивов. Подозреваю, в большинстве хранилищ мира в этот день пенилось шампанское, звучали тосты. И лишь в Госфильмофонде России - крупнейшем киноархиве мира - было как-то не до праздничных здравиц...

Поселок Белые Столбы, где вот уже более 60 лет располагается Госфильмофонд, говорят, получил свое название от обилия белых берез с мощными стволами (столбами), которые украшают этот заповедный уголок Подмосковья. Белое свечение, исходящее от берез, удивительная тишина и редкостное малолюдье - таким был поселок еще десяток лет назад. Таким он, по идее, и должен был оставаться на десятилетия и века. Ведь старая кинопленка, которой буквально нашпигован киноархив, - очень хрупкая субстанция. Копии с фильмами не терпят шума, вибрации, загрязненного воздуха. Известно, что нитропленка, которая по своему составу близка к пороху, при наличии в воздухе вредных веществ (например, элементарных выхлопных газов) может воспламениться. Причем потушить ее обычными пожарными средствами практически невозможно...
Поэтому любые попытки построить в районе Госфильмофонда промышленные объекты, способные нарушить экологическую чистоту близлежащей территории, на протяжении десятилетий немедленно и неукоснительно пресекались. Невероятно, но факт: в советское время над Белыми Столбами даже не летали самолеты - и это несмотря на близость аэропорта "Домодедово". Диспетчеры умудрялись как-то так прокладывать воздушные маршруты, чтобы кинохранилище оставалось в стороне от стремительного полета лайнеров...
Но так было в "страшные тоталитарные времена". То ли дело нынче - в эпоху демократической вольницы. Вот уже два года как в Белых Столбах сооружается промышленный монстр - частный кирпичный завод, который будет выпускать облицовочную плитку. Как известно, ее производство является, по сути, химическим - с неизбежными вредными выбросами в атмосферу. А недавно, рассказал "Труду" начальник научного отдела Госфильмофонда, искусствовед Валерий Босенко, принято решение на территории 224 га возвести огромный складской комплекс со стоянкой для большегрузных автомобилей. И все это - в непосредственной близости от Госфильмофонда, где хранится около миллиона бесценных коробок с самыми первыми фильмами братьев Люмьер, с шедеврами Эйзенштейна и Гриффита, Довженко и Феллини, Бергмана и Бондарчука, Чухрая и Вайды, Шукшина и Тарковского...
- Киноархивов такого уровня на планете всего несколько, - говорит заместитель директора Госфильмофонда России Владимир Дмитриев. - Еще Михаил Ромм говорил, что Госфильмофонд - "это лучшее кинохранилище мира с культурным, преданным делу персоналом". Про российский киноархив есть даже специальная статья в Книге рекордов Гиннесса. Но эти и другие аргументы почему-то не принимаются в расчет нашими горе-строителями и потакающими им чиновниками. Хотя никому не придет в голову строить рядом с Третьяковской галереей или Эрмитажем, скажем, асфальтобетонный завод. Почему же Госфильмофонд стараются окружить опасными для него промышленными объектами? Ведь, скажем, кинохранилище Норвегии расположено в отдаленных и труднодоступных пещерах, где ранее располагались ракеты НАТО. Наш северный сосед Финляндия тоже прячет свои киносокровища (кстати сказать, значительно более скромные, чем у нас) в природных пещерах, не подверженных изменениям температурно-влажностного режима. А мы... - И Владимир Юрьевич горестно машет рукой. - Похоже, в ситуацию замешаны такие деньги и силы, что меня все чаще посещают горестные предчувствия. И это в самый канун 100-летия российского кино...
Нельзя сказать, чтобы работники Госфильмофонда безвольно сдались и не пытались переменить ситуацию. За два года написаны десятки писем, обращений, адресованных чиновникам разного уровня - от администрации Домодедовского района и Московской области - до правительства РФ. В июне прошлого года ряд знаменитых кинематографистов - среди них, например, Эльдар Рязанов, Юрий Соломин, Олег Табаков, Глеб Панфилов, Георгий Данелия, Марлен Хуциев, Алексей Герман, Александр Сокуров - обратились с открытым письмом к президенту России с просьбой вмешаться и помочь Госфильмофонду, который, кстати говоря, является особо ценным объектом культурного наследия народов РФ. Президент дал поручение разобраться с ситуацией, была даже создана специальная комиссия. Но высокая комиссия, рассказали мне в Госфильмофонде, до Белых Столбов так и не доехала, а завод тем временем уже готовится к пуску, складской комплекс сооружается ударными темпами...
Эта ситуация стала возможна еще и потому, что сегодня Госфильмофонд существует в некоем законодательном вакууме. Давно есть и неплохо работает закон об охране памятников истории и культуры, но на киноархив он не распространяется. По идее, кинохранилище, являющееся особо ценным объектом культурного наследия, должно иметь даже более высокий статус, чем памятник культуры. Но закона о том, как надлежит охранять особо ценные объекты, на сегодняшний день просто нет. Такая вот закавыка, которую могут разрешить только законодатели. На них, похоже, осталась вся надежда...
Авторитетное мнение
Станислав ГОВОРУХИН, кинорежиссер, депутат Госдумы:
- Боюсь, ничего изменить уже нельзя. Раньше надо было бить в колокола. Раз завод уже почти построен, то спасать Госфильмофонд поздно. Помните, в фильме "Место встречи изменить нельзя" Глеб Жеглов говорит кому-то по телефону: "Что, сильно горит? Думаете, пока приедем, все сгорит?" Мой пессимизм вызван тем, что я хорошо знаю ситуацию в масштабах страны, и таких случаев, когда узко понятая коммерческая выгода или нахрап нуворишей берут верх над экологией, культурой, наконец, здравым смыслом, увы, чересчур много...
Карен ШАХНАЗАРОВ, кинорежиссер, директор киноконцерна "Мосфильм":
- Я не понимаю, в чем проблема. Если кирпичный завод угрожает национальной и даже мировой культурной сокровищнице, каковой является Госфильмофонд, то надо этот завод немедленно снести с лица земли. Только и всего. Кирпичных заводов по стране много, а Госфильмофонд у нас один. Человечество из-за своего легкомыслия уже утратило множество немых фильмов, уникальной кинохроники и примерно половину лент, снятых до 1950 года. Не потерять бы остальное...