КВАДРАТУРА "ОСТРОВА"

Церемония вручения кинопремии "Белый квадрат" за лучшую операторскую работу в кино всегда проходит нестандартно. Само название награды, вызывающее ассоциации с нашумевшим полотном Казимира Малевича, обязывает устроителей к нестандартным ходам и придумкам. Поэтому "Белый квадрат" чаще всего напоминает некое магическое действо, правда, с элементами светского раута.

Звезды кино приходят для того, чтобы поддержать одного из четырех (опять квадрат) выдвинутых на главный приз операторов. Красивые и нарядные, они улыбаются друг другу, целуются и даже порой пускаются в легкий флирт. Поскольку в данном случае численное преимущество было на стороне сильного пола, то актрисам пришлось делить одного кавалера на двоих. Поэтому немудрено, что Михаил Пореченков и Михаил Ефремов были зацелованы прекрасными дамами (особую пылкость проявляли актрисы Марина Голуб и Светлана Свибильская), тогда как актер и продюсер Алексей Гуськов общался только с нужными ему людьми - режиссером Дмитрием Месхиевым и клипмейкером Юрием Грымовым.
А в сторонке от всех отрешенно и безучастно сидел легендарный оператор Вадим Юсов, снявший лучшие фильма Андрея Тарковского, Георгия Данелия, Сергея Бондарчука... Ради него, красивого, седоволосого мэтра, пришла на церемонию актриса, сценаристка, режиссер Рената Литвинова, чтобы вручить Вадиму Ивановичу премию за вклад в операторское искусство. Из всех номинантов Вадим Юсов был единственный, кто знал о своей награде.
Тогда как остальные операторы - Сергей Астахов (фильм "Мне не больно"), Владислав Гурчин ("Гадкие лебеди"), Сергей Мачильский ("Связь") - поднимались на сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с несколько обреченным видом. Это настроение создавалось не только мрачноватыми декорациями и чересчур уж серьезной музыкой церемонии, но и некоторой предрешенностью финала. Все догадывались, что главная награда достанется недавно ушедшему из жизни оператору Андрею Жегалову, снявшему потрясающий фильм "Остров". Это абсолютно справедливый, но, увы, печальный выбор, подтверждающий наше извечное правило - ценить гениев только после их смерти. Режиссер Павел Лунгин в очередной раз сказал, что если бы не Андрей Жегалов, то "Остров" не получился бы таким проникновенным. Кстати, именно Андрей отыскал затонувшую баржу и котельную на крошечном клочке суши, где живет герой Петра Мамонова. Но каким образом Жегалову доставят на его, увы, недосягаемый "остров" премию "Белый квадрат", об этом остается только догадываться.