25 июня 2018г.
МОСКВА 
23...25°C
ПРОБКИ
4
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 62.95   € 73.31
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НОВЫЙ РАДИУС "ШАРИКА"

Комаров Вячеслав
Статья «НОВЫЙ РАДИУС "ШАРИКА"»
из номера за 01 Января 1970г.
Опубликовано 01:01 22 Марта 2007г.
Многие мальчишки послевоенной поры мечтали о деревянном самокате, где вместо колес крутились подшипники. Как было здорово прогрохотать по сухому асфальту на своем средстве передвижения! И все владельцы самокатов знали, что их "колеса" изготавливались на "Шарике" - первом государственном подшипниковом заводе. Ведь слава о ГПЗ-1 гремела на всю страну. В эти дни легендарному "Шарику", а ныне - ОАО "Московский подшипник" исполняется 75 лет.

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ
Строительство крупнейшего в Европе шарикоподшипникового завода являлось частью индустриализации страны. Без него слишком много золотых рублей приходилось тратить на приобретение этих важных для любой отрасли изделий. Завод возвели, как было принято в те годы, рекордными темпами - за три года.
29 марта 1932 года нарком тяжелого машиностроения СССР Серго Орджоникидзе подписал приказ о пуске первой очереди завода. Началось поступательное наращивание производственных мощностей предприятия. Именно тогда была заложена долговременная стратегия развития завода: больше продукции и лучшего качества, поиск резервов для снижения ее себестоимости, постоянная модернизация оборудования... Судьба ГПЗ-1 мало чем отличалась от судеб других предприятий, пущенных в годы первых пятилеток: увеличили, возвели, подняли, наградили, утвердили, назначали, наказали, понизили в должности, репрессировали...
Особняком в этой летописи стоят годы Великой Отечественной. Подшипники ГПЗ-1 крутились почти в каждом танке и самоходном орудии. По этой причине завод был стратегическим важным объектом для немецкой авиации. Предприятие пришлось частично эвакуировать в Свердловск, Саратов, Куйбышев, Томск. В дальнейшем вывезенное оборудование стало базой для создания в этих городах новых ГПЗ с порядковыми номерами 3, 4, 5, 6.
На оставшихся в Москве производственных линиях завод, кроме подшипников, выпускал еще и оборонную продукцию - детали к затворам автоматов и минные взрыватели.
Почти шесть тысяч рабочих завода сражались на фронтах Отечественной.
В середине 80-х годов прошлого века ГПЗ-1 достиг производительности 124 млн. подшипников в год. Это были рекордные показатели. Сегодня выпускает столько, сколько того требует рынок. Более 3500 типоразмеров - от обычных, с наружным диаметром 80 миллиметров, до подшипников-монстров высотой в два метра и весом в шесть с половиной тонн. При этом каждый год разрабатываются и внедряются все новые и новые модификации - уже под конкретного заказчика.
В 1992 году ГПЗ-1 переименовали в ОАО "Московский подшипник". Увы, в успешные перспективы предприятия, в его новые возможности поверили далеко не все. Вспомните те годы: гиперинфляция, бартер и, как следствие - снижение объемов производства, задержки с выплатой заработанной платой. Уволились многие квалифицированные рабочие, остановилось и, казалось, навеки замолчало уникальнейшее оборудование. Сколько усилий стоило руководству завода сохранить коллектив и традиции, созданные руками отцов! И все же выстояли, выдюжили, смогли преодолеть все препоны, возникшие на пути к возрождению.
Теперь эта грустная страница истории завода перевернута. Как рассказывает генеральный директор "Московского подшипника" Александр Копецкий, в 2006 году предприятие выпустило продукции почти на полтора миллиарда рублей, что на 20 процентов превышает аналогичный показатель предыдущего года. Тенденция роста основного производства прослеживается и в текущий период. Приоритетные направления развития предприятия были обозначены на одном из последних Совете директоров. К ним относятся: модернизация оборудования, улучшение качества продукции, снижение ее себестоимости, освоение новых типов подшипников, повышение квалификации персонала...
В ЕДИНСТВЕ - СИЛА
Как говориться, "планов - громадье". Благодаря тому, что в 2001 году "Московский подшипник" органично вписался в состав холдинга "Европейская подшипниковая корпорация", сегодня предприятию многое по плечу! Ведь ЕПК объединяет ведущие российские предприятия отрасли. Собравшись в единый кулак, им легче решать производственные задачи, отстаивать интересы своей сферы в правительстве, осваивать зарубежный рынок.
Производство шарикоподшипников нельзя назвать сверхдоходной отраслью. Здесь каждый процент планового задания достигается с огромным напряжением. Часто этому способствуют внешние факторы и в первую очередь - рост цен на металлы и энергоносители, которые опережают рост цен на подшипники. Данное обстоятельство существенно тормозит рентабельность предприятий, развитие отрасли.
Президент ЕПК Андрей Татанов обеспокоен ситуацией, возникшей на российском рынке подшипников. К нам в страну настойчиво лезут иностранные компании, готовые продавать свою продукцию по заниженным ценам. Отсутствие защитных барьеров и помощи со стороны государства ставит отечественных производителей подшипников в очень тяжелые условия. Не за горами вступление России в ВТО. А значит, потребуются дополнительные усилия, для того, чтобы продукция холдинга продолжала занимать достойное место на мировом рынке. Справится ли с такой задачей коллектив ЕПК?
Справится! И гарантия тому - рабочее настроение, которое присутствует на предприятиях корпорации, на "Московском подшипнике". Здесь намечают реальные планы, обозначившие новый радиус "Шарика".




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!