Последний снег: репортаж со столичного пункта плавки снега

«Труд» выяснил, кто помогал столице справляться с завалами на улицах и тротуарах.

Зима-2010 стала самой снежной за последние десять лет. «Труд» выяснил, кто помогал столице справляться с завалами на улицах и тротуарах.

— Ооо, снег пошел, — глядя в окно, с удовольствием говорит начальник снегосплавного пункта в Митино Вячеслав Ананьев. — Нормальная погода для 19 марта? Метель! Так мы до апреля снег плавить будем!

Ананьев — главный по снегу в Митино с 2004-го года, когда открылась снегоплавка. Унего даже логин в электронной почте — «снеговик». Он любит снег, как и все, кто тут работает, хотя вся его жизнь — борьба со снегом.

В Москве работают 15 снегосплавных пунктов. Митинская снегоплавильная установка на поверку оказывается достаточно компактной. Три котла, в которых постоянно кипятится диалированная вода (чтобы образовывалось поменьше накипи) и два резервуара для снега — снегосплавные камеры. Пар из котлов по трубам поступает в теплообменники. Там же, в теплообменниках циркулирует талая вода из резервуаров со снегом. Пар охлаждается до конденсата и возвращается в котлы. Замкнутая система.

Растаявший грязный снег проходит многоуровневую систему очистки (включая песколовки) и уходит в реку Сходню. На резервуарах, где вода проходит первую фильтрацию, и пригорке у реки закреплены небольшие датчики, они фиксируют уровень загрязнения.

— Смотрите, какая вода чистая уходит! — показывает Вячеслав Ананьев на ручеек, уходящий в трубу, а затем в реку. — Тут летом утки купаются, и рыба есть, ее народ кошкам ловит.

Снежный аврал

В феврале, во время самых сильных снегопадов, сюда приходило до 300 грузовиков в сутки. В очередь на снегоплавку стояло по 12–15 машин, — при том, что вся процедура занимает минут 5. Приехать к шлагбауму, поставить отметку у диспетчера, вывалить снег из кузова в снегосплавную камеру — резервуар с грязной водой, и все.

В эту зиму в этих плавильнях переплавили практически втрое больше снега, чем прошлой зимой. В день машины привозили по 4 тысячи кубов — при том, что снеготаялка по норме может переплавить только полторы тысячи. Оставшийся снег вываливали на специальную площадку на территории. Без снеготаялок город утонул бы в снегу.

— К нам журналистка норвежская приезжала, спрашивала, можно ли такие снегосплавные пункты сделать в Норвегии. Мы сказали: установить можно, но тогда ваш король без штанов останется! — смеется Ананьев.

Переплавить снег выливается в кругленькую сумму. Дизельные котельные установки работают на солярке, это 125 литров солярки в час на три котла. Средняя цена на солярку — 18 рублей, это 54 тысячи рублей в сутки.

Отряд «снеговиков»

На снегоплавильне работают 46 человек — это четыре смены. Четверо слесарей, диспетчер, мастер и оператор котлов, водители. Работают 12 часов в дневную смену, 12 — в ночь, два дня отдыхают — и снова плавить снег. Холодно, из резервуаров валит пар, снег не белый и пушистый, а грязно-коричневый, но никто и не думает увольняться из-за тяжелых условий работы.

— У нас целый кастинг был, когда сюда людей набирали! Сюда тяжело попасть. Текучка минимальная, как мы открыли эту снегоплавильню в 2004-м, еще никто не ушел, — рассказывает Ананьев. Половина работающих на снеготаялке — москвичи, половина — из Дмитрова и Яхромы.

У резервуаров со снегом постоянно дежурят трое слесарей: следят за уровнем давления в трубах, чистят фильтры от травы и грязи, направляют грузовик со снегом, рыбачат за мусором. На ногах — валенки и калоши, куртки сшиты из прорезиненной ткани, поэтому не промокают, несмотря на пар, идущий от плавильни. Сейчас, когда работы мало, «снеговики» плавят старые запасы. Свежий, рыхлый снег тает моментально, этот — слежавшийся, потемневший, чуть дольше.

Еще трое человек отогреваются в комнате отдыха. Обстановка простенькая: кресла с вытертой обшивкой, небольшой телевизор, двд, микроволновка. Вдоль стен стоят пара топчанов, можно подремать на них часа два в ночную смену, пока не придет очередной КАМАЗ со снегом. На снегоплавильне запрещено пить, из соображений безопасности. Глубина резервуара с талой водой — 5 метров, если кто упадет и захлебнется грязной водой — не спасти.

В соседней комнатке — маленькая диспетчерская. Компьютер, стол и раскладное кресло в углу — здесь спят диспетчеры в ожидании машин. Диспетчеры традиционно — женщины. На окне сидит черный кот с множеством имен — он и Кузя, и Черныш, и Киска.

— Привезли его сюда, бедного погорельца, маленького, худенького, мы и взяли, — рассказывает Надежда Сермягина. Сегодня ее смена принимать машины, фиксировать, сколько кубов привезли, выписывать талон на каждую машину. Вечером диспетчеры подсчитывают, сколько кубов привезли машины каждой организации, а вечером передают сводку в центральную диспетчерскую. Надежда Алексеевна, бойкая пожилая женщина, 20 лет проработала обойщицей мягкой мебели, а когда компанию расформировали, устроилась сюда.

За окном продолжает мести.

— Прелесть какая, красота просто, видите? — показывает она на снег. — Тут хорошо, что за городом. Лесочек рядом, а когда машин нет, отдохнуть можно, носочки повязать.

Предыдущая машина пришла в 10.04 утра, до этого — в 8.59. Значит, ждать очередного грузовика осталось недолго.

5 минут на грузовик

Наконец появляется КАМАЗ, он за минуту высыпает снег в резервуар с грязной талой водой, с верха резервуара тут же начинают бить маленькие фонтанчики с горячей водой — это местное ноу-хау. Так снег тает быстрее. Затвердевшие глыбы снега скрываются под водой, тают. На поверхности остаются плавать ветки и замерзшая в снегу пустая пластиковая бутылка. Бывает, находят тряпки, остатки бордюров. Сергей, один из слесарей, выуживает мусор сачком на длинной ручке.

— Купюр не вылавливали! — весело комментирует он. Для удобства он снял перчатки и теперь голыми руками держит грязный фильтр (с точки зрения Сергея, чистый, потому что ила на сетке нет). Его фамилия — Каленик.

— «Долго еще пьяный Каленик шатался по уснувшим улицам, отыскивая свою хату», — неожиданно цитирует он Гоголя, — помните?

Я ошарашено мотаю головой. Это «Вечера на хуторе близ Диканьки», как я выясню на следующий день, я знаю Гоголя далеко не так хорошо, как хотелось бы.

Снег все не прекращается.

— Сантиметра на три уже снега выпало, — говорит Вячеслав Ананьев, присмотревшись к следам от наших шагов.

— А вы прогноз погоды слушаете?

— У меня с этого день начинается! Сейчас, кстати, лучше стали погоду предсказывать, почти не ошибаются синоптики. На сегодня метель как раз обещали.

Закрыты на лето

В апреле, когда весь снег переплавлен, пункт закрывается на профилактику. Котлы и трубы чистят от накипи, резервуары и фильтры — от грязи, заново красят и консервируют до следующей зимы. Но штат не распускают, только слесари, приписанные к «Мосводостоку», пересаживаются на машины аварийной службы и занимаются чисткой водосточных решеток и колодцев на дорогах. По словам директора, нет такого, чтобы работы не было. Как ни странно, несмотря на отсутствие снега, на снегоплавильне у всех есть занятие и летом, и осенью.

— Года три назад было, 15 апреля, мы уже всю воду слили, уже красить резервуары начали — нам привозят снег! — Ананьев до сих пор смеется, когда вспоминает эту историю. — Мы говорим, ты откуда его взял?! Трава уже вокруг, деревья зеленеют. Там, говорит водитель, откопали где-то. Ну, мы его отправили на свалку, — не запускать же плавильню заново?