Самолеты потерялись в Бермудском треугольнике

Наше правительство озаботилось тем, что гражданские воздушные суда не попадают под юрисдикцию России

Весь воздушный флот российских авиаперевозчиков насчитывает 850 самолетов. В подавляющем большинстве это продукция концернов Airbus и Boeing. Казалось бы, ничего особенного: на них летает весь мир. Но с недавних пор наше правительство озаботилось тем, что гражданские воздушные суда не попадают под юрисдикцию России.

Воздушные суда в массовом порядке регистрируются в офшорах. На данный момент почти 86% лайнеров «прописаны» на британских Бермудских Островах и в Ирландии, и только 14% состоят в авиационном регистре Росавиации. А соглашения между Россией, Бермудами и Ирландией заключены более 20 лет назад и не соответствуют последним рекомендациям ИКАО.

Ситуация несет в себе риск утраты контроля за обеспечением безопасности полетов, считает представитель Росавиации Артем Даниленко. Авиационные власти РФ не имеют необходимых полномочий по контролю технического состояния воздушных судов, задействованных в коммерческих перевозках.

Что происходит на деле? При проверке Росавиацией компании «АЗУР эйр» была выявлена массовая фальсификация записей о техническом обслуживании самолетов, зарегистрированных на Бермудах. Техническое обслуживание в аэропорту Домодедово якобы проводилось специалистами, которые в тот момент фактически находились в командировке в Китае. Внеплановая проверка авиакомпании «Якутия» также выявила ряд вопиющих нарушений. Фальсификация записей о проведенном тех-обслуживании, нарушение его сроков и технологии, а также сроков замены компонентов, отсутствие нужных инструментов для этих процедур и многое другое. Авиакомпания подвергала риску своих пассажиров, перевозя их на самолетах, не прошедших обязательную техническую инспекцию. «Антирекорд» составил 1353 летных часа без проверок технического состояния одного из боингов, составляющих флот «Якутии». Вы бы стали ездить на авто с давно просроченными деталями, не проходившим ТО? А тут самолет!

Авиационная администрация Бермудских Островов не слишком обеспокоена произошедшим. Как считают эксперты, меры не принимаются в том числе потому, что любая авиакомпания вольна найти другую, более лояльную офшорную гавань для постановки на учет своих воздушных судов. А это грозит потерей прибыли. Цена вопроса высока. Стоимость услуг по регистрации воздушных судов и всех сопутствующих процедур выражается в сотнях тысяч долларов. По оценкам экспертов, в общей сложности до 50 млн долларов ежегодно уходит из России и оседает на зарубежных счетах. Росреестр предлагает куда более скромные расценки за регистрацию, но массового перехода авиакомпаний под российскую юрисдикцию не наблюдается.

У перевозчиков свои резоны. Как отреагируют на такой шаг иностранные лизингодатели? Готовы ли техническая база и персонал? Будет ли решена проблема ведения технической документации на русском и английском языках? Не взлетят ли гуманные расценки Росреестра до небес, как только переход будет закреплен законодательно?

Тема перевода воздушных судов в российский реестр обсуждается не первый год, но к практическим действиям пока никто не перешел. На недавнем авиационном форуме представитель Минтранса РФ Антон Никифоров объявил, что вопрос перевода в принципе решен, это следует принять как свершившийся факт. Он сослался на российское законодательство и статью 83 bis Чикагской конвенции, которая предусматривает передачу воздушных судов государству, где они эксплуатируются. Но есть условие: перевод должен состояться плавно и поэтапно. Вначале надо создать привлекательные условия для авиакомпаний, чтобы в результате перерегистрации улучшилось экономическое положение перевозчиков и отрасли в целом.

Рабочая группа Минтранса действует в нескольких направлениях: налоги, НДС, таможенные пошлины, нормативно-правовая база и кадровый вопрос. Последний является наиболее проблематичным, поскольку инспекторов, специалистов по поддержанию летной годности воздушных судов и другим направлениям деятельности нужно еще найти, обучить, сертифицировать по международным стандартам, создать для них рабочие места. У идеи Минтранса есть безусловный сторонник в лице Росавиации, но авиакомпании не без оснований опасаются, что директивные решения ударят их по карману. Ведь на Бермудах лайнеры регистрируются, потому что там льготный налоговый режим.

Впрочем, при желании компромисс может быть найден. В России теперь есть свои офшоры — острова Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области. Туда правительство давно и настойчиво зазывает попавших под санкции олигархов. Спрашивается: а авиакомпании чем хуже?