Искусство огня тоже принадлежит народу?

В Никола-Ленивце на Масленицу сожгли «Черную гору»

Никола-Ленивец — арт-парк в живописном уголке Калужской области, известный не только летним фестивалем «Архстояние», но и сожжением огромных арт-объектов на Масленицу.В этом году на глазах у публики эффектно запылал вулкан из березовых стволов и веток под названием «Черная гора».

Автором арт-объекта впервые стал местный житель Константин Фоминов, до того помогавший вдохновителю арт-парка Николаю Полисскому строить объекты для Масленицы. «Вулканическая» идея Фоминова была признана лучшей на Масленичном конкурсе этого года. Как всегда, подразумевалось, что вместе с вулканом на переходе от зимы к весне должно было сгореть все плохое.

Возводить сооружение стали в конце ноября, а к началу февраля билеты на Масленицу уже были проданы. Утром 16 марта в Никола-Ленивец (200 км от Москвы по Киевскому шоссе)потянулась публика, в основном молодежная, многие в довольно экстравагантных нарядах и масках. Ослепительно-солнечная мартовская погода способствовала празднику. По традиции, выстроилась длинная очередь из желающих забраться на 30-метровую махину, чтобы полюбоваться видом окрестностей. Впечатление дополнял гул динамиков, напоминающий рокот вулкана. Ближе к вечеру зрителей попросили выйти за ограждение, и после небольшого представления, под речевки «Гори горе на горе! Прощай, зима! Весна, я иду к тебе!» действие началось: из вулкана повалил дым, вниз по стенам, подобно лаве, побежал огонь, и наконец вся березовая гора заполыхала.

Зрители (в этом году их было около шести тысяч) обступили ограждение плотным кольцом, и до темноты, пока вулкан полностью не сгорел, толпа не редела. Зрелище и вправду очень впечатляющее.

Впрочем, не менее впечатляющим было оно и в предыдущие годы, когда сжигались «Четвертая стена» (2023), «Вавилонская башня» (2022) «Замок корона-людоеда» (2021) — каждый раз это были символы чего-то, мешающего людям жить в согласии, творчестве и процветании. Но одновременно — и остроумные арт-объекты, самые интересные из которых — «Замок корона-людоеда», «Башня Бастилия», «Пламенеющая готика», «Градирня» —придумал художник Николай Полисский, некогда переехавший из Москвы в Никола-Ленивец и основавший здесь арт-парк.

«Сначала я сжигал уже существующие, постаревшие объекты, чтобы они исчезали достойно, — объясняет Николай. Первым таким объектом в 2001 году стала башня из сена. Зрелище настолько впечатлило Полисского, что он и его помощники решили специально возводить из отходов, накапливающихся в сельском хозяйстве за год, конструкции для сожжения, и самым удобным поводом для этого оказалась Масленица.

Николай Полисский — основатель арт-парка Никола-Ленивец и его масленичной традиции

Полисский считает огонь своим соавтором, поскольку никогда невозможно точно предсказать, как будет гореть то или иное сооружение. Такое «искусство огненной скульптуры» творится у зрителей на глазах.

Как шутит Полисский, постепенно праздник в Никола-Ленивце стал «главной Масленицей страны», и приезжающая сюда публика требует, чтобы нынешнее действо было как минимум не хуже предыдущего. Это, по его словам, «правильное развитие жизни и искусства».

Сожжению, как всегда, предшествовали различные масленичные забавы. Гости смогли покататься на карусели, испытать силу в перетягивании каната, натренировать ловкость в перемещении по узкому Мосту объятий, устроить бой с хандрой надувными палками, покормить деревянными «блинами» громадную двуглавую «Жар-птицу» — железную печку с разверстым устьем — и конечно же вволю поесть настоящих блинов и других вкусностей, вплоть до французских улиток с местной фермы.

На мастер-классе «Огненная мода от самой природы» можно было сделать маски, плащи, и даже целое платье-вулкан, чтобы в конце дня бросить его в тлеющие угли «Черной горы». Забавно выглядела на фоне яркого мартовского снега и стая деревянных птиц — инсталляция «Грачи прилетели».

По словам Полисского, то, что «Черную гору» придумали и соорудили его постоянные помощники из числа местных жителей, делает это искусство действительно народным, и «это не случайно, к этому все шло». Мастера сами того захотели, они долго помогали художниками делать Масленицу, а потом сказали: «А мы сами можем!»

По мнению Полисского, в Никола-Ленивце, можно сказать, сбывается советский лозунг: искусство принадлежит народу. И вообще, по его мнению, нынешняя Масленица — пример того, как «на смену «скучному» профессиональному искусству приходит искусство, вышедшее из другой сферы, другого знания, и оно, может быть, даже интереснее, чем профессиональное».

Прав тут мэтр лэнд-арта или нет — покажет время. Однако заметим, что искусство вправду становится народным, когда его не только создают, но и воспринимают представители народа. Насколько народна лэнд-артовая Масленица в Никола-Ленивце, больше рассчитанная на аудиторию и кошелек столичного среднего класса — для меня пока вопрос.