06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОЗВРАЩЕНИЕ "ВОСЬМОГО ЧУДА СВЕТА"

Колганов Андрей
Статья «ВОЗВРАЩЕНИЕ "ВОСЬМОГО ЧУДА СВЕТА"»
из номера 075 за 22 Апреля 2000г.
Опубликовано 01:01 22 Апреля 2000г.
"Восьмым чудом света" называли современники знаменитую Янтарную комнату, подаренную прусским королем Фридрихом Вильгельмом I русскому императору Петру I. Необыкновенная, загадочная судьба исторического шедевра на многие годы стала объектом пристального внимания политических деятелей, искусствоведов и просто искателей сокровищ. Сегодня в Царскосельской янтарной мастерской идет кропотливое воссоздание комнаты, утраченной в годы Великой Отечественной войны. Не раз о ее поисках рассказывала наша газета. В 2003 году, к 300-летию основания Санкт-Петербурга, двойник "восьмого чуда света" во всем своем великолепии предстанет перед посетителями.

Времени у реставраторов осталось не так уж много. Но и работа выполнена уже наполовину. А сбор научных данных, на который потрачено 11 лет, практически завершен. Правда, неожиданности подстерегают мастеров на каждом шагу.
- Когда мы воссоздавали флорентийскую мозаику "Обоняние и осязание", украшавшую в свое время стены Янтарной комнаты, то опирались на имевшиеся у нас фотографии и акварель,- говорит ведущий специалист Радий Шафеев.- Но вдруг в Германии, в районе Бремена, был обнаружен подлинник аллегории. Сравнив его со своим экземпляром, мы, к счастью, заметили лишь небольшую разницу в цвете. В остальном же произведения оказались идентичны.
Цель мастеров-реставраторов - как можно точнее воспроизвести каждую деталь шедевра. Довоенные фотографии комнаты позволили посчитать количество пластин, использованных в янтарных панелях, надверниках и мозаике. Цветовая гамма подбирается с учетом сохранившихся фрагментов декора. В работе используются технологии старинных мастеров.
Как рассказал мне художник-реставратор высшей категории Александр Крылов, первую панель создавали в течение десяти лет. Теперь дело пошло быстрее - помогает наработанный опыт. Уже закончен и вывешен щит N9, в апреле стены комнаты украсит щит N7, в который будет встроена знаменитая флорентийская мозаика.
В мастерской работают десятки реставраторов разных специальностей: камнерезы, токари, столяры, полировщики. У коллектива есть все шансы завершить работу в срок.
На возрождение Янтарной комнаты уже затрачено 7,6 миллиона долларов. Сегодня требуется еще 3,5 миллиона. Их готов предоставить многолетний партнер Газпрома - немецкая компания "Рургаз АГ". В течение последних десятилетий эта компания активно участвует в формировании позитивных российско-германских отношений. Укрепление деловых связей Рургаза с Газпромом не только создало условия для долгосрочных экономических отношений, но и подготовило базу для участия немецких бизнесменов в перспективных культурно-исторических проектах.
Финансирование Янтарной комнаты - один их них. Правда, из-за налоговых неувязок Рургаз никак не может оказать спонсорскую помощь в необходимых объемах, а Царскосельская мастерская - ее получить. По сей день соответствующими органами не зарегистрировано соглашение, принятое немецкой и российской сторонами. Комментируя причину проволочек, заместитель министра культуры России Павел Хорошилов сказал прямо:
- Надо было иметь мужество дать эти деньги и иметь мужество взять их. Других проблем я не вижу...
Как сообщил директор янтарной мастерской Борис Игдалов, для окончания воссоздания комнаты надо закупить еще четыре тонны "солнечного камня". Цены на него постоянно меняются: если раньше килограмм янтаря стоил 25 рублей, то сегодня его цена - 250 долларов.
- Мы берем сырец на комбинате "Янтарный" в Калининградской области,- пояснил Борис Павлович. - И в ситуации быстрой смены цен хотим закупить его впрок...
- А мы как спонсоры намерены внести полноценный вклад в осуществление этого гуманитарного проекта,- сказал член правления Рургаза Ахим Миддельшульте.- На протяжении трех веков Янтарная комната отражала историю сложных взаимоотношений между Россией и Германией, которые порой омрачались кровопролитными войнами и конфронтацией, но знали также длительные периоды тесных политических, экономических и культурных связей...
- Создаваемую сегодня Янтарную комнату можно рассматривать как самостоятельное высокохудожественное произведение искусства - так оценил труд российских мастеров директор Государственного музея-заповедника "Царское село" Иван Саутов.- Реставраторы не только продолжают традиции немецких мастеров и великого архитектора Франческо Расстрелли, доводившего Кабинет по заказу императрицы Елизаветы до совершенства, но и органично применяют достижения современной науки, благодаря чему реставрация не потребуется в течение по крайней мере ста лет.
Утраченный оригинал, если он и будет найден, не удастся полностью восстановить. Ведь янтарь - материал очень хрупкий и капризный, его трудно сохранить даже в благоприятных условиях. Поэтому вряд ли есть смысл говорить о дальнейших раскопках, поисках в соляных пещерах или на дне озер и морей.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников