02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ ПУТИНА

Никонов Вячеслав
Опубликовано 01:01 22 Апреля 2000г.
В новом качестве избранного главы государства Владимир Путин уже заявил о себе как "внешнеполитическом президенте", который намерен уделять международным проблемам повышенное внимание. В течение одной недели он успел сделать то, что у Ельцина вообще не получалось (ратификация договора СНВ-2, который без движения лежал в Думе семь последних лет) или занимало несколько месяцев (визиты в три зарубежные столицы - Минск, Лондон, Киев).

Пресса, в зависимости от ориентации, оценила первые дипломатические шаги Путина в терминах либо "внешнеполитического триумфа", либо "отсутствия существенных прорывов" и "предательства национальных интересов" в случае с СНВ-2. На самом деле произошло нечто более существенное: были обозначены основные приоритеты и получены ответы на некоторые ключевые для российской дипломатии вопросы.
Первые акции и зарубежные визиты любого нового главы государства всегда рассматриваются почти исключительно в контексте определения приоритета. Путин показал, что для него важнейшими будут проблемы контроля над ракетно-ядерным оружием, союзнические отношения с Белоруссией, европейское направление во взаимодействии с Западом и реанимация СНГ, что в решающей степени зависит от Украины.
В ходе последнего раунда борьбы вокруг ратификации Договора СНВ-2 был дан ответ на вопрос: можно ли надеяться на сохранение военно-стратегического паритета с Соединенными Штатами? Да, в мире сохранилась только одна сверхдержава, но по единственному параметру - стратегическим наступательным вооружениям - Россия еще могла поддерживать относительное равенство. Если бы СНВ-2 (при всех его реальных недостатках) не был ратифицирован, то это означало бы скорое одностороннее разоружение нашей страны. Дело в том, что у нас просто нет денег на поддержание в рабочем состоянии носителей для тех шести тысяч ядерных боезарядов, которые разрешены Договором СНВ-1. В сложившихся условиях введение в действие СВН-2 будет означать разоружение США в течение семи лет до тех уровней, которых Россия достигнет естественным порядком в результате снятия с боевого дежурства отслуживших свой срок ржавеющих ракет и подлодок. Выгода несомненная, особенно если учесть, что теперь открывается возможность для переговоров о еще более глубоких сокращениях (СНВ-3). В рамках этих переговоров можно попытаться добиться компромисса и по Договору о противоракетной обороне (ПРО), который американцы собираются нарушить уже ближайшим летом, начав запрещенную договором разработку системы национальной ПРО.
Таким образом, с ратификацией СНВ-2 у нас появился шанс на сохранение стратегического паритета даже в нынешних тяжелых экономических условиях.
В Минске мы получили ответ на вопрос: будет ли у России союзник? Кроме Белоруссии, ни одна страна в мире, увы, не проявляет пока желания вступать с нами в какие-либо союзнические отношения, и поэтому так важно прозвучавшее на встрече Путина и Александра Лукашенко подтверждение курса на интеграцию двух стран. В то же время следует согласиться с теми аналитиками, которые отметили отсутствие на саммите каких-то новых прорывных идей, если не считать сомнительного по своей ценности заявления Лукашенко о намерении противопоставить НАТО 300-тысячную объединенную группу войск на своей территории.
Если учесть, что вся армия в Белоруссии насчитывает 80 тыс. человек, то реализация этой задумки должна повлечь за собой перемещение туда более 200 тыс. российских военнослужащих. Ясно, что это даст мощнейшие козыри сторонникам дальнейшего расширения НАТО, особенно в страны Балтии. Нам это совсем ни к чему. Гораздо более продуктивно сконцентрироваться сейчас на экономической стороне сотрудничества.
Из Великобритании уже самим фактом встречи Путина с Тони Блэром был получен недвусмысленный ответ на вопрос: существует ли угроза изоляции или самоизоляции России? Путин из Лондона однозначно дал понять, что Россия заинтересована в максимальной интеграции в глобализирующуюся экономику, в привлечении зарубежных инвестиций и готова развивать партнерские отношения с теми западными странами, которые сами этого хотят, несмотря на различия в оценке ситуации в Чечне. Вместе с тем стало очевидно: проявленное недавно депутатами Парламентской ассамблеи Совета Европы желание огородить Россию забором санкций не встречает поддержки у руководителей исполнительной власти, от которых, собственно, и зависит формирование реальной политики. Путин заговорил на понятном Западу прагматическом языке - и был понят.
Менее однозначным был ответ из Киева на вопрос: какое будущее ждет СНГ и российско-украинские отношения? Хорошо, что ушла в прошлое эпоха "встреч без галстуков", в ходе которых Леонид Кучма неизменно добивался от Бориса Ельцина решения всех волновавших его проблем в обмен на туманные обещания укрепления дружественных связей когда-то в будущем. На этой неделе слова о дружбе снова звучали, но они не заглушали делового разговора по долгам за энергоносители, статусу Черноморского флота, чеченским информцентрам на Украине и т.д. Не отменили они и неоднократно заявленной на официальном уровне первоочередной ориентации Украины на Запад, а вовсе не на Россию. Наши отношения с Киевом стали более "заземленными", что всегда полезно, но отнюдь не менее сложными. Поэтому я не вижу оснований ожидать скорых дипломатических прорывов на украинском направлении, равно как и большей заинтересованности со стороны Кучмы проблемами укрепления СНГ.
В целом же надо признать, что внешнеполитический дебют Путина удался, он был конкретным и многозначительным. На очереди знаковые встречи на высшем уровне с премьером Японии Мори, американским президентом Клинтоном и лидерами "большой восьмерки". Уверен, в повестке дня и пока не объявленный российско-китайский саммит.
Приоритеты расставлены.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников