В НОВЫЙ ВЕК - С НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНОЙ

Вчера Россия обрела новую военную доктрину, которую утвердили Совет безопасности страны и глава

Вчера Россия обрела новую военную доктрину, которую утвердили Совет безопасности страны и глава государства Владимир Путин. Тем самым мы ясно сказали миру о том, как и какими средствами намерены впредь отстаивать свою безопасность и суверенитет.
Предыдущая военная доктрина России была принята в 1993 году и просуществовала всего семь лет - беспрецедентно мало для подобного рода основополагающих документов, определяющих основы государственного строительства. Но за это время внутри страны и вблизи наших рубежей произошло столько событий, возникло столько новых угроз, что Москве пришлось серьезно менять свои военно-политические взгляды и ориентиры. Прежде всего речь о начавшемся вопреки протестам РФ расширении НАТО на восток. К нашим границам и к границам союзной Белоруссии вплотную придвинулась огромной силы военная машина Североатлантического альянса, противопоставить которой, по большому счету, нам нечего, кроме ядерного оружия. Тем более что согласно своей новой концепции альянс присвоил себе право принимать военные решения и без согласия Совета Безопасности ООН, где Россия обладает правом вето.
Начальник Управления военного строительства Совбеза генерал Виктор Есин заявил "Труду":
- Не надо питать иллюзий. Никогда больше Россия, как бы она при самом благоприятном развитии событий ни поднялась в военном и в экономическом отношении, не сможет на равных противостоять НАТО обычным оружием. Поэтому в новой доктрине четко сказано, что безопасность страны будет обеспечиваться всей совокупностью средств, которые есть в нашем распоряжении. Однако не будет агрессии - не будет и применения ядерного оружия со стороны России.
Вместо существовавшего ранее в доктрине понятия "оборонная безопасность" отныне введен термин "военная безопасность". Это вызвано необходимостью учитывать новые обстоятельства, связанные с войной в Чечне. Ведь теперь нашей армии приходится воевать не только с внешним врагом...
Новый вариант военной доктрины кладет конец и спорам некоторых генералов о том, стоит ли все силовые структуры объединить под флагом Генерального штаба Вооруженных сил. Сторонники этой идеи, главным образом, естественно, из генштабистов, не без оснований полагают, что так легче было бы добиться лучшей координации действий в той же Чечне. Да и централизовать управление, тыловое обеспечение и так далее.
Противники такого подхода из других силовых ведомств вели против этой затеи нешуточные подковерные бои, отстаивая свою самостоятельность, а значит, и строку в оборонном бюджете. Их основной аргумент: к примеру, у пограничников или внутренних войск слишком много специфических задач, о которых армия и Генштаб имеют смутное представление.
Теперь, получается, аргументы этой стороны получили признание и закреплены в доктрине. Сплотиться под единым командованием силовикам предписывается только в случае начала войны.
В Совете безопасности полагают, что хорошо бы в ближайшие годы создать и общую военную доктрину для всех стран СНГ, которые участвуют в Договоре о коллективной безопасности. Однако при этом в Кремле ясно понимают, что в обозримой перспективе это вряд ли возможно - слишком сильны еще у некоторых национальных лидеров опасения оказаться "под державной рукою Москвы". Хотя с Белоруссией, видимо, особых проблем не будет, иначе трудно представить себе эффективное функционирование той самой совместной 300-тысячной российско-белорусской военной группировки, которую президент Александр Лукашенко пообещал противопоставить НАТО на западном направлении.
Теперь "наша военная доктрина должна дальше трансформироваться в умную систему обороны страны". Так считает экс-секретарь Совета безопасности РФ Андрей Кокошин, попутно оценивший появление нового документа как крупное событие в истории Российского государства. Кстати, накануне стало известно, кому именно предстоит начать строительство этой самой "умной системы". Отпали всякие сомнения: по крайней мере в ближайшей перспективе это доверят нынешнему главе военного ведомства маршалу Игорю Сергееву. 20 апреля, в день его 62-летия, истек очередной срок пребывания маршала на службе. Верховный главнокомандующий Владимир Путин указом продлил полномочия Сергеева еще на год. Тем самым, между прочим, по сути, как бы сделал первое назначение в будущий новый Совет министров России.