09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДВАДЦАТЫЙ МИЛЛИОН АВТОМОБИЛЕЙ НА ЧЕТВЕРТОМ ДЕСЯТКЕ ЛЕТ

Проценко Александр
Опубликовано 01:01 22 Апреля 2000г.
В канун юбилея (30 лет назад, к столетию со дня рождения Ленина, завод выпустил свои первые "Жигули") АвтоВАЗ слегка повысил цены на автомобили. Подорожали в основном самые дешевые машины - знаменитая вазовская "классика", которая, по сути дела, в несколько измененном виде и выпускается все эти 30 лет (в начале марта был собран 19-миллионный автомобиль). Уже снимаемая с главного конвейера "шестерка" - прибавила в цене две тысячи рублей, "четверка" - чуть побольше, "пятерка" - около четырех тысяч. Наибольшая наценка - двести долларов - пришлась на "восьмерку". Зато люксовская классика - "семерка", машины десятой серии, а также длиннобазовая (пятидверная) "Нива" и седан ВАЗ-21099 остались в прежней цене.

Но, видимо, ненадолго. Во-первых, потому, что заводские снабженцы все громче жалуются на продолжающееся подорожание комплектующих, а это "нехороший" признак. Во-вторых, с началом весны машины расхватывают, как горячие пирожки, - а заводу нужны деньги на продолжение модернизации, на постановку в серию новых семейств, на разработку новейших моделей. И трудовой коллектив все настойчивее требует повышения зарплаты - хотя бы в соответствии с ростом цен. В коллективный договор на 2000 год здесь записали, что "ни один работник АО, отработавший полный месяц, не должен получать зарплату ниже действующего прожиточного минимума".
Правда, если рассуждать по совести, российским покупателям грех жаловаться на жигулевские цены - они сегодня, через 30 лет, спустились даже ниже прежних, "советских". Сомневающимся предлагаю посчитать. Три десятка лет назад средняя зарплата в стране составляла 120-130 рублей в месяц. Цена "Жигулей", если кто-то забыл, составляла не более 6000 рублей. Сегодня средняя российская зарплата - 1900-2000 рублей в месяц. А новая цена "пятерки" составляет 64 000 рублей, цена "шестерки" (не забудьте, эта машина считается "люксовой") - 70 000 рублей. Убедительно?
Думаю, да! Рынок тоже показывает: россияне избавились от "иномарочного синдрома" трех-четырехлетней давности и вернулись к родным "Жигулям". Ввоз новых зарубежных автомобилей в минувшем году снизился на 40-45 процентов, причем основной удар пришелся по машинам "средней ценовой категории" (10-12 тысяч долларов). Например, продажи самых дешевых американских "Ford Ka" и "Ford Escort" упали с 5 тысяч штук в 1998 году до 1100 в 1999-м, продажи чешской "Scoda" - с 6,7 тысячи - до 1,4 тысячи. Причина простая: российский "средний класс" убедился, что примерно с таким же комфортом и безопасностью можно ездить на вазовской "десятке", уплатив за нее вдвое меньше (или купив за те же деньги две машины). Единственной, кто более или менее сохранил уровень продаж, оказалась южнокорейская "Daewoo" (вместо 16,2 тысячи штук - 15 тысяч) - в основном за счет модели "Daewoo Nexia", стоящей около 6000 долларов.
Но что эти цифры в сравнении с 520 000 вазовских машин, реализованных в прошлом году на внутреннем российском рынке! А уже в нынешнем году за первые три месяца тольяттинский автогигант выпустил еще 173 031 товарный автомобиль (105,2 процента плана). Из них на экспорт ушло 15 550 автомобилей - больше, чем весь прошлогодний южнокорейский импорт в Россию.
Ну найдите в нашей стране еще хотя бы один завод, который так же достойно выдержал ДЕСЯТЬ ЛЕТ жесточайшей конкуренции, на который бы столько раз "наезжали" самые могущественнейшие российские олигархи, пытаясь перекупить, перепродать, перепрофилировать, переименовать, ПЕРЕПОРТИТЬ все, что попадало им в руки.
С АвтоВАЗом не получилось! Он выстоял и теперь демонстрирует всему миру (и в первую очередь родной стране) несокрушимое здоровье и немалый творческий и производственный потенциал.
Он возвращается на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья. Например, в Украине доля ВАЗа в прошлом году составила более 50 процентов автомобильных продаж (42.039 штук), далее идут "Таврии" (7067 штук), "Волги" (7053 штуки), "Daewoo" (5542 штуки), "Scoda" (3013 штук) и так далее. В нынешнем году ожидается, что в Украину только по прямым договорам поставки уйдет порядка 20 тысяч вазовских машин, не считая приграничной торговли. В Казахстан в прошлом году официально, через дилеров (не считая "челночного ввоза"), было продано 3530 "Жигулей", а в нынешнем году уже законтрактовано 16 000 тольяттинских автомобилей.
Прибалтика, которая еще недавно демонстративно избавлялась от "советских" малолитражек, в прошлом году завезла 1250 "Жигулей" - столько же, сколько немецких "фольксвагенов". В нынешнем рост продаж "Жигулей" ожидается в 5-8 раз, а вот "фольксвагенов" - вряд ли. Венгрия запросила тольяттинские "Нивы" (2200 штук) в счет погашения долга, доставшегося России от СССР. По прогнозам экспертов, вслед за "долговыми" машинами Будапешт запросит "покупные". И не только - "Нивы". После отмены международных санкций против Ливии на промышленной выставке в Триполи в первых числах апреля были выставлены тольяттинские автомобили - "Нива", "десятка", "одиннадцатая". Экспозиция имела успех - уже идут переговоры с будущими ливийскими дилерами ВАЗа. Если так пойдет и дальше, то скоро на российском рынке вазовские "Жигули" станут дефицитом - совсем как в прежние, "советские" времена.
А завод начинает экспортировать не только машины, но и само автомобильное производство. Уже два года, как выпускается вазовская "шестерка" в Сызрани, теперь начинается ее "отверточная сборка" в Украине, в разгаре переговоры о том же самом с далеким Эквадором. По всему выходит, что россияне уже "выросли" и даже "разбогатели" - передают производство устаревших моделей в иные страны.
Тем временем новые вазовские "десятки" наступают на передовой Запад - во Францию, Германию, Испанию... Пока небольшими партиями - несколько сотен, пара-тройка тысяч... Восстанавливать рынок сбыта, где нас уже забыли, трудно. Понятно, что берем не столько качеством или комфортом, сколько низкой ценой. Но "мерседесов" там хватает своих. Более того: когда на АвтоВАЗе захотели значительно улучшить экспортные партии машин, снабдив их сервомеханизмами, системами АБС и прочими "прибамбасами" (с соответствующим новому качеству удорожанием), тамошние дилеры резко воспротивились: рынку это не нужно, рынку нужен сверхдешевый автомобиль, который производится только в России.
Нам это знакомо: россиянам тоже нужен в первую очередь очень дешевый автомобиль. Даже в Москве, самом "богатом" городе страны, семь-восемь покупателей из каждых десяти предварительно обзванивают уйму автоторговцев в надежде отыскать машину подешевле хотя бы на 50-100 долларов. Иные в погоне за дешевизной не брезгуют услугами так называемых "серых дилеров", не имеющих прямых договоров с заводом - в итоге остаются без фирменного сервиса по гарантии.
Казалось бы, при таком спросе на "дешевку" нужно делать не "десятку" за пять тысяч "зеленых", а нечто вроде "Оки", числом поболее, ценою подешевле. Но нет, исследования показали: россиянам нужна не микролитражка для городских поездок, а универсальный автомобиль, на котором хоть свадьбу катай, хоть картошку вывози с дачи. Вазовские "Жигули", "Лады" и "Нивы" и там, и тут незаменимы.
А завод продолжает экспериментировать. На первой нитке главного конвейера, где собираются переднеприводные автомобили "восьмого" семейства, все чаще попадается рестайлинговая модель ВАЗ-2115 (улучшенная "девяносто девятая"). Скоро отсюда же пойдут ВАЗ-2114 и ВАЗ-2113 (соответственно рестайлинговые "девятки" и "восьмерки"). В опытно-промышленном производстве начался выпуск тольяттинских мини-вэнов ВАЗ-2120 ("Надежда") с мощным вазовским 2-литровым 16-клапанным двигателем. Машина задумана как некий "кабинет на колесах" - для бизнесменов российской глубинки, вынужденных ежедневно "наматывать" не один десяток километров.
Для бизнесменов же дочернее предприятие АвтоВАЗа по производству специальных автомобилей "Бронто" приступило в этом году к выпуску бронированных "Премьеров" - удлиненной на 17,5 см вазовской "десятки". При наших российских нравах в бизнесе спрос на эти "крепости на колесах" ожидается просто бешеный. Тем более что цена на пуленепробиваемый "Премьер" (15-18 тысяч долларов) не идет ни в какое сравнение с аналогичной иномаркой (от 50 тысяч долларов).
Кстати, еще одну модификацию "Премьера" решено предложить на рынок в качестве такси. АвтоВАЗ покрасил пробную модель в желтый цвет, оснастил спецфонарем и фирменным электронным счетчиком. Учитывая, что Горьковский автозавод намерен когда-нибудь заменить нынешнюю "Волгу" на абсолютно новую модель (ценой как минимум от 10 тысяч долларов), вазовский таксомотор за 7 тысяч долларов может оказаться вполне конкурентоспособным. Тем более что производство "Премьеров" (по крайней мере мелкосерийное) можно считать вполне налаженным - в нынешнем году планируется собрать 500 штук. А отлаженность производства - это гарантия качества.
Проблема повышения качества выпускаемых автомобилей сегодня на АвтоВАЗе считается наиглавнейшей. Что греха таить, за 30 лет работы вазовского конвейера было всякое: "разбалтывались" не только технологические узлы и механизмы, но и люди. А падать с уже завоеванной высоты всегда легче, чем карабкаться назад. В общем, надо честно признать: разговоры покупателей "Жигулей" о непревзойденном качестве былой "копейки" в сравнении с еще выпускаемой вазовской "классикой" возникают порой не на пустом месте. Хотя учтем, что 70 процентов комплектующих любого вазовского автомобиля производится не на ВАЗе. А это - 70 процентов качества...
У себя дома завод ведет борьбу с браком прежде всего "технологическими методами". При малейшей возможности меняется оборудование на более совершенное, с обязательной "защитой от дурака". Само производство поэтапно проходит сертификацию на соответствие международным стандартам качества ИСО-9000: когда сами технологические процессы построены и организованы так, что выпустить некачественную продукцию оказывается невозможно. Эта же система уже начала внедряться на заводах - смежниках АвтоВАЗа.
И все же основная надежда ВАЗа - на полную смену модельного ряда. Ибо новые "Жигули" (которые будут и выглядеть, и называться иначе) станут производиться на совершенно ином, самом современном оборудовании, по иной технологии. Именно для этого АвтоВАЗ ведет переговоры с "Дженерал моторс" о совместном производстве нового вазовского "джипа" ВАЗ-2123 и "отверточной сборке с последующей русификацией" одной из последних моделей "опеля". Именно для этого готовится к постановке на главный конвейер чисто отечественная, вазовская "Калина" (которая не уступит иномаркам своего класса ни по качеству, ни по комфорту).
ВАЗ на четвертом десятке лет существования очень хочет вновь стать совсем новым. И поскорее. Но для этого ему нужны деньги. В стране существует федеральная целевая программа развития автомобильной промышленности, предусматривающая инвестиции в эту отрасль объемом в 240 миллиардов рублей за пять лет (2000-2005 годы). Но - увы! - по задумке Минэкономики реализация столь нужной программы предусматривается в основном "за счет собственных средств предприятий". Хотя для укоренения иностранцев в России предусмотрены налоговые и таможенные льготы.
Но ВАЗ - давно уже наш, российский (хотя и с "итальянскими корнями"). То есть опять должен рассчитывать на себя.
А потому - покупайте "Жигули", пока они есть и не подорожали.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников