ОТ МИНИСТРА ДО ПРОРАБА ДОРАСТЕШЬ

Правительство начинает административную реформу с секвестра. Первая жертва известна: решено упразднить Госкомрыболовство. А к 5 мая Минэкономразвития готовит предложения по ликвидации дублирующих функций министерств и ведомств, после чего, надо полагать, последует увольнение чиновников. Минсельхоз среди тех, к кому наверху и на местах накопились претензии - чего стоит обвал зернового рынка осенью и намерение ряда регионов отказаться от сева, о чем не раз писал "Труд". А нужно ли вообще министерство? Если да, то каким оно должно быть в условиях рынка?

Бюрократия считает государство своей частной собственностью
Иван СТАРИКОВ, глава аграрного комитета Совета Федерации:
- Минсельхоз должен быть обязательно, но ему следует в корне измениться. Его политика должна быть прозрачна и понятна - прежде всего самим крестьянам. Министерству надо отказаться от коммерческих функций. Я имею в виду создание на бюджетные средства крупной алкогольной структуры, агентства по регулированию продовольственного рынка. Как тут не вспомнить Маркса: "У бюрократии нет частной собственности. Государство - и есть частная собственность бюрократии".
Стали атавизмом и функции надзора, контроля. Вместо этого аппарату следовало бы заняться тем, что действительно важно, - развитием сельских территорий, поддержанием доходов товаропроизводителей, созданием рыночной инфраструктуры, продвижением отечественных товаров на рынки, в том числе зарубежные. Село давно умоляет: помогите продать то, что в поле выросло. Но такое впечатление, что в Москве крестьян не слышат.
Ирина ХРАМОВА, эксперт Центра агропродовольственной экономики:
- Минсельхоз не должен заниматься распределением, через эту структуру не должны проходить бюджетные деньги. Вспомним время, когда министерство занималось распределением продовольственной помощи из-за рубежа. А куда эта помощь пошла, в чьих закромах растворилась - по сей день тайна за семью печатями.
В странах ЕС основные функции аграрных ведомств - информационная и консультативная. Такого рода помощь они и оказывают своим фермерам. А наши селяне блуждают в потемках и не знают, чем выгоднее заниматься, по каким ценам продукцию продавать, чей рынок сбыта выгоднее - свой, в столице, в соседней области?.. При этом департаменты сельского хозяйства на местах требуют отчетов - сколько посеяли, убрали, надоили. Рынок с канцелярщиной ничего общего не имеет.
Добавлю, что Минсельхоз в последнее время становится все менее прозрачной структурой. Информацией с аналитиками и предприятиями АПК делится скупо. Хотя существует это ведомство на средства налогоплательщиков.
Павел ГРУДИНИН, директор подмосковного ЗАО "Совхоз имени Ленина":
- В Подмосковье тоже имеется свой минсельхоз. 100 чиновников, на содержание которых бюджет в прошлом году потратил 27 миллионов рублей. Между прочим, в аграрном министерстве Швеции штаты меньше.
Зато интересы производителя скандинавы защищают эффективно, - чего у нас не наблюдается. Вот мы поставляем молоко иностранной компании, специализирующейся на йогуртах. В 2001 году она платила нам за литр по 6 рублей 10 копеек, в прошлом - по 6, а недавно еще сбила цену. Вдобавок при закупках занижает качество. Я предлагал министерству создать арбитражную лабораторию качества, а в ответ слышал: "Это невозможно, пока нет гостов". Но разрабатывать стандарты должны эти же чиновники, а они сидят сложа руки. На Западе цельномолочную продукцию продают гораздо дороже той, что изготовлена из сухого молока. А у нас в торговой сети их гонят по одной цене. Ну разве не дикость?
Не так давно наше аграрное ведомство предложило проект закона, который разрешает фермеру иметь не более 50 соток земли. Хотя сейчас в среднем по области фермерский надел около 8 гектаров. А что делать на том карликовом участке? Дом и сарай поставить, пару яблонь посадить, после чего останется место только для грядки. Это не аграрное производство, а издевательство над здравым смыслом.