ДАРИГА НАЗАРБАЕВА: ДО 11 СЕНТЯБРЯ МИР БЫЛ ПОНЯТНЕЕ...

24 апреля в Алма-Ате откроется второй Евразийский медиа-форум, генеральным информационным спонсором которого выступает газета "Труд". Родился форум в апреле прошлого года как неправительственная общественная организация, не зависящая от каких-либо политических, экономических или идеологических групп влияния. В работе форума приняли участие представители крупнейших мировых масс-медиа, ученые и политики из 50 стран. Не менее представительной будет и нынешняя конференция. На днях гостем редакции была председатель оргкомитета форума, президент Евразийского центра стратегических исследований Дарига НАЗАРБАЕВА, которая ответила на вопросы корреспондентов "Труда".

О РОЛИ ЖУРНАЛИСТИКИ
- Первый Евразийский медиа-форум проходил под знаком геополитических перемен, вызванных событиями 11 сентября. Нынешний в основном посвящен проблемам, возникающим в связи с военным конфликтом в Ираке. Какова, на ваш взгляд, роль масс-медиа в критических ситуациях?
- Мы начали работать над проектом форума задолго до американской трагедии. Тогда мне казалось, что влияние СМИ на международные процессы заметно возросло. Но после событий 11 сентября включились механизмы мировой пропагандистской машины, и это стало наглядным подтверждением того, что журналистика, к сожалению, является производной как от бизнеса, так и от политики. Известные мировые медиа-бренды, которые казались нам идеалом, проявили себя в этот критический момент не лучшим образом.
Тогда мы решили, что на конференцию нужно пригласить не только журналистов, но и политиков, ученых, бизнесменов, чтобы они вместе обсуждали все эти проблемы. Мне думается, важно попытаться понять, что происходит в мире, вникнуть в суть новых геополитических процессов. Такой "ликбез" полезен для журналистской профессии. К сожалению, СМИ не могут препятствовать некоторым процессам, развивающимся на планете. Череда событий после американской трагедии существенно изменила мир. Мне кажется, до 11 сентября он был прозрачнее, понятнее. Сейчас меняются ценностные ориентиры, многие люди просто растерялись...
- Звучит пессимистично... Но нам, журналистам, хочется все-таки думать, что нами не управляют, что мы свободны. Может ли медиа-форум способствовать росту влияния масс-медиа в обществе?
- Надеюсь. Иначе не стоило бы все это и затевать. Наблюдая за войной в Ираке, увидела, как некоторые СМИ превратились в настоящих информационных монстров. Иногда мне кажется, что идет жесткое информационное, а значит, идеологическое противоборство. По некоторым признакам мы откатились к временам "холодной войны" - как это ни печально. СМИ, находясь в определенных руках, часто работают как пропагандистский рупор. То, за что когда-то критиковали нас в СССР, от чего всячески предостерегали в течение последнего десятилетия, применяют сами "учителя". Парадокс!
- Возникает вопрос об ответственности журналиста, о его праве выражать свое мнение. Этой проблеме тоже будут посвящены дискуссии на форуме. Что такое, на ваш взгляд, ответственность журналиста? Как свобода слова зависит от бизнеса, политических сил?
- Сложный вопрос. Проблема, по существу, сводится к вопросу о том, что такое журналистика сегодня. Бизнес? Политика? Все зависит от выбора, от совести, от понимания государственных интересов. Не сомневаюсь, что вокруг этих вопросов развернется острая полемика.
- А какова, по-вашему, роль русскоязычных СМИ на пространстве бывшего Союза? Говорят об их объединяющей функции. Возможно, и поэтому в некоторых странах СНГ их пытаются так или иначе вытеснять?
- Объединяющая роль российских СМИ велика. Наше информационное поле представлено в том числе и крупнейшими российскими изданиями, популярными радиостанциями и телеканалами. Но знаете, мне кажется, в нашей республике более актуальной является проблема казахскоязычных СМИ. Не удивительно ли, что первый телеканал на казахском языке в нашей стране появился всего три года назад? Спасать-то, по сути, нужно казахский язык. Сложно привить ребенку интерес и любовь к языку в условиях, когда не хватает учебников, методических пособий. Я даже своей маленькой дочке не могу купить красивую детскую книжку на казахском.
О ДРУЗЬЯХ В ГЕОПОЛИТИКЕ
- Есть геополитический вопрос, вызывающий в России немалую настороженность, - расширение американского влияния в Центральной Азии...
- Интерес к нашему региону будет возрастать, в том числе и со стороны США и Китая. Наша страна небольшая, между могучими соседями - 15 миллионов населения. Как выживать в переплетениях этих интересов? Мудрость нашего президента, на мой взгляд, в том, что он проявляет гибкость в международных вопросах, умеет находить компромиссы. Что касается геополитики, то Россия всегда была и останется одним из главных наших партнеров. Последнее потепление отношений с Россией многих раздражает, особенно на Западе. Но мы хотим дружить и с Европой, и с Америкой, и с Китаем, а отношения с Россией у нас вековые и от этого никуда не деться.
- Нурсултан Назарбаев известен как человек, способный находить общий язык с самыми разными людьми. Как вы считаете, насколько важны личные отношения в политике?
- Очень важны. Личные контакты играют большую роль. Когда их налаживают государственные деятели, то это благотворно сказывается и на отношениях государств, народов. Когда лидеры могут договариваться на межличностном уровне, будет легко найден общий язык и в других сферах. Тогда нет нерешаемых проблем. Вопрос лишь в том, действительно ли хотят стороны договориться.
О СЕБЕ И СЕМЬЕ
- Было ли хоть одно интервью, где вас не спрашивали бы о родстве с президентом Назарбаевым?
- Таких интервью не было. Всегда спрашивают.
- Ну и мы спросим: легко ли быть дочерью президента Казахстана? Помогает это вам или мешает?
- И помогает, и мешает. И я вам не скажу, чего больше, чего меньше. Часто трудно понять, какие критерии применяют: оценивают меня просто как неплохого человека или - как президентскую дочь? Конечно, многие приписывают мои личные успехи родственным связям. В этом смысле я ощущаю психологический дискомфорт. В сознании некоторых людей есть изначальная неприязнь к членам семьи лидеров. Знаю о разговорах: чего, мол, ей не хватает, зачем ей работать, у нее и так все есть... А я думаю: откуда у меня все это будет, если я не буду работать?
Впрочем, все это - неотъемлемая составная часть моей жизни - как и других членов нашей семьи. Мы к этому привыкли.
- А чем занимаются другие члены президентской семьи?
- Динара работает в сфере образования, возглавляет казахско-британский университет, две специальные школы. Младшая, Алия, получила образование в Америке, недавно занялась бизнесом. Ну и я тоже неплохой бизнесмен. Недаром говорят, что у меня собственная медиа-империя (смеется).
- Кто вы по образованию?
- Историк. В 1998-м защитила докторскую диссертацию по политологии. Для исследования была выбрана актуальная, на мой взгляд, тема - "Демократизация политических систем в новых суверенных государствах".
- Остались ли друзья в Москве? Общаетесь с ними?
- У меня много друзей. Я ведь в Москве в общей сложности прожила почти десять лет - Московский университет, аспирантура. Москва - это мой город, здесь прошли лучшие студенческие годы. Здесь я познакомилась со своим будущим мужем. Я и сегодня чувствую себя в Москве как дома.
- Из того, что вы рассказываете, становится понятно, что у вас насыщенная политическая и профессиональная жизнь. Не теряют ли от этого ваша семья, дети? Какой вы видите их судьбу?
- Это больной и непростой вопрос. Я и мой муж - люди активные и очень занятые, но у нас трое детей. Действительно, на них остается мало времени. Но с другой стороны, думаю, что лучший способ воспитания - живой пример родителей. Вот старший сын - ему 18 лет - недавно женился и говорит: мама, я должен идти работать. Я отвечаю: конечно, это похвально, но пока ты учишься, мы поможем. Нет, возражает он, могу перевестись на вечернее отделение, а днем работать. И мне приятно это слышать.
Иногда мы навязываем детям то, чего не делаем сами. И этот способ воспитания всякий раз не срабатывает...
- Но ведь есть даже поговорка о том, что родители стремятся воспитать в детях те черты, которых сами лишены.
- Дети очень наблюдательны и лучше учатся на примере, на том, что видят и слышат, а не на том, что мы говорим, внушаем.
- В каком-то смысле они нас тоже воспитывают...
- Вот именно. У меня трехлетняя дочка, второму сыну 12 лет. С ними надо быть до конца честными. От младшего сына иногда слышу: мама, то, что ты говоришь, на самом деле не так - какие у тебя аргументы? Я просто немею...
- А для себя свободное время остается? Как вы его проводите?
- К сожалению, почти нет возможности ходить в театры, отдыхать. Но у меня есть хобби - я пою, очень люблю русские романсы. Кстати, я слышала много добрых слов о замечательном конкурсном проекте "Романсиада", который реализует газета "Труд". Было бы приятно услышать эти голоса у нас в Казахстане.