ОЛЕГ ТОЛКАЧЕВ: РЫНОК НЕ ПРОЩАЕТ НАИВНЫХ ЗАКОНОВ

Сегодня городу приходится в буквальном смысле спасать от закрытия и перепрофилирования многие промышленные предприятия. В Москве, по данным Управления экономической безопасности, действует около сотни фирм, которые скупают у работников акции с тем, чтобы свернуть производство и открыть на его месте нечто, приносящее быструю прибыль. Без работы уже остались таким образом более 10 тысяч москвичей. Недавно городским властям удалось предотвратить ликвидацию текстильной фабрики имени Алексеева. Говорит ли это о том, что ситуацию смогли переломить? С этого начался наш разговор с первым заместителем мэра в правительстве Москвы, руководителем комплекса по имущественно-земельным отношениям Олегом ТОЛКАЧЕВЫМ.

КОМУ ИСПРАВИТЬ ПРОФИЛЬ?
- Город готов защищать свою промышленность. Недавно имущественно-земельный комплекс подготовил распоряжение правительства Москвы об ограничениях по части распоряжения землей. Сейчас готовится и проект закона. Речь о том, что если земли по Генплану зарезервированы для промышленного назначения, то закрыть фабрику и построить на этом месте казино не получится. Предоставлять землю производственного назначения под иные цели теперь можно, только получив согласие правительства Москвы.
- Волнует многих и проблема перепрофилирования магазинов. Продолжают, особенно в центре, закрываться булочные, другие продуктовые точки - на их месте возникают элитные бутики.
- Тут свою роль сыграла некоторая наивность законов, принятых в начале 90-х. Приватизированное предприятие торговли было обязано сохранять свой профиль в течение трех лет, которые теперь уже давно прошли. Москва была против этой нормы, но реформаторы убеждали: рынок сам все рационально отрегулирует. А он, оказывается, не прощает непросчитанных по последствиям законов. В результате теперь любая булочная может превратиться в ювелирный магазин. Власти могут лишь заниматься "просветительской работой" - уговаривать хозяев этого не делать. Но урок из тех ошибок извлечен: сейчас город открывает взамен закрытых магазины и торговые сети, которые уже ни при каких обстоятельствах не будут перепрофилированы. На окраинах их уже хватает, скоро будет достаточно и в центре.
- Ходит много слухов, что закроется знаменитый Елисеевский магазин и на его месте возникнет очередной элитный центр...
- Магазин никуда не денется. Во дворе Елисеевского действительно может возникнуть новое здание - такой инвестиционный проект существует.
- Как развивается затянувшаяся история с заводом "Москвич"? Будет ли он все-таки реанимирован?
- Получены соответствующие поручения премьера России, прошли работы по оценке состояния производства. Их данные таковы, что завод пока еще можно запустить, хотя еще одной зимовки в неотапливаемых цехах оборудование может и не пережить. Теперешний собственник завода - государство должно принять какое-то решение. Например - передать "Москвич" Москве. В этом случае мы завод спасем - как город умеет это делать, мы показали на примере "ЗИЛа".
- А может быть, выгоднее дождаться, когда производство уже нельзя будет запустить, и попросту застроить эту землю?
- Это принесло бы лишь сиюминутную выгоду. Нельзя терять промышленность не только потому, что это - налоги и рабочие места. Еще страшнее терять инженерные умы, класс людей, умеющих заниматься реальным производством. Россия - очень богатая ресурсами страна. Но если мы растеряем технологии, будем только покупать иностранное и разучимся производить сами, - сможем ли защитить свои богатства?
Про "Москвич" часто говорят, что это отсталое производство. На самом же деле там можно выпускать вполне современные модели. Не самые передовые, конечно, но отвечающие сегодняшнему дню. И, делая это, одновременно создавать технологическую базу, которая со временем позволит выпускать и передовую, новейшую технику.
ВРЕМЯ ПОКУПАТЬ ЗЕМЛЮ
- Возможно, уже завтра Мосгордумой будет принят закон о землепользовании. А когда землю можно будет реально купить?
- После принятия закона начнется работа по созданию реестра участков, которые могут быть проданы. Их не так уж и много, ведь нельзя продавать землю, которая зарезервирована для транспортного и жилищного строительства, других городских нужд. Начнутся формирование лотовой документации, подготовка конкурсов и аукционов. Теоретически "с молотка" может пойти примерно 3 - 4 процента территории Москвы. Но город, естественно, не будет стремиться выставить на аукцион все и сразу, ведь земля - ресурс невосполнимый. Продашь - другой не будет.
- Москвичей больше всего, видимо, интересует, будет ли им принадлежать земля, расположенная под жилым домом, придомовая территория?
- В Земельном кодексе есть положение о том, что эту землю могут приватизировать товарищества собственников жилья. Таких в Москве немного - пока около 700. А домов - больше 40 тысяч.
- Значит, возможность приватизировать землю может стать реальным стимулом для создания товариществ, на которые, по идее, должна опираться реформа ЖКХ?
- Конечно, но это в теории. Ведь не нужно забывать, что, обретая права, получаешь и обязанности: содержать имущество, платить налоги... Большинство же как раз еще не готово взять на себя такую ответственность. Поэтому могу предположить, что желающих создать товарищество и получить землю окажется не очень много.
НА ВЕСАХ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
- Имущественно-земельный комплекс - один из кормильцев города. Ежегодно город требует практически удваивать отдачу в бюджет...
- Имущество, которое есть у города, и должно приносить отдачу. В этом году есть задание правительства - собрать 27 миллиардов рублей. Пока мы идем с опережением, и если наши планы осуществятся, имущественно-земельный комплекс положит в бюджет Москвы около миллиарда долларов. Это - в районе 14 - 16 процентов от всех доходов бюджета.
- Но у роста доходов от имущества есть и оборотная сторона - рост арендной платы. Это вызывает недовольство предпринимателей, за это же вас критиковал и мэр.
- Сегодня цены, по которым город сдает площади в аренду, значительно ниже рыночных. Рыночная цена начинается от 150 долларов за метр в год и достигает 850. Мы же сдаем за 60 - 100 долларов. Поэтому с одной стороны нас упрекают за то, что мы никак не подойдем к рыночному уровню, требуют собирать больше денег - и это справедливо. С другой - все время тянут за рукав: не дайте обрушить бизнес. И это тоже правильно: многие предприятия не выдержат роста арендной платы, закроются, а в результате пострадает и бюджет. Вот такое противоречие, которое заставляет искать выход, а значит, двигает развитие.
Можно ли значительно повышать доходы, при этом существенно не поднимая плату и приближаясь к рыночным ценам постепенно? Я думаю, это возможно. Каждый год мы вводим в аренду заметное количество дополнительных площадей, отсюда и рост. Серьезного же увеличения платы в этом году не будет: бизнесу придется платить на 40- 60 процентов больше, чем в предыдущем. Это ему по силам. Хотя недовольство, конечно понятно. Люди, естественно, не любят вносить платежи, будь то арендные, таможенные или даже коммунальные, за квартиру.
ИНВЕСТОРЫ БЬЮТСЯ ЗА СИТИ
- На днях по федеральному каналу прошел сюжет, авторы которого утверждали: ветка легкого метро в район Сити - это дорога в никуда, поскольку в Сити не идут инвестиции. Разве это правда?
- Не просто неправда - абсурд! Все участки в Сити имеют своих инвесторов, за право вложить сюда деньги идет серьезная конкурентная борьба. И это объяснимо. Инвестор не пойдет в чистое поле, куда нужно тянуть водопровод, электричество, коммуникации. Главное достоинство Сити, что там есть вся инженерная и транспортная инфраструктура. В земле уже не нужно копаться - только строй. Наличие автомобильной развязки и ветки легкого метро делает участок еще более привлекательным. Более того, в мае состоится открытие станции большого метро "Парк Победы", это строительство тоже будет иметь продолжение в Сити.
- А можно ли сравнить инвестиционный портфель Москвы и других столиц Европы, и в чью пользу это сравнение?
- Такого сравнения мы не проводили. Но могу сказать, что в последние годы инвестиционная активность перемещается в Москву. Потому что именно у нас на каждый вложенный доллар получишь два, три и больше. Себестоимость метра элитного жилья меньше 1000 долларов, а продают его по цене от двух тысяч и выше. Иногда даже до 6 - 8 тысяч. И помножим это на наши масштабы - ведь строятся высотки площадью более 100 тысяч квадратных метров. Инвестиции в сети супермаркетов еще выгоднее. Я не хочу сказать, что Париж менее привлекателен для инвесторов, но таких масштабов прибылей, думаю, нет больше нигде в Европе. Поэтому сейчас город может выбирать на каждый объект лучшего инвестора среди нескольких конкурирующих претендентов.
МУЗЕЙНЫЕ ВОЙНЫ ОКОНЧЕНЫ
- Когда закончатся споры между Москвой и федеральным центром за право владеть памятниками?
- В прошлом году была создана трехсторонняя комиссия, в которую вошли представители Минимущества, Минкультуры и Москвы. Сейчас она завершила работу: по почти полутора тысячам памятников пришли к согласию. Теперь протокол соглашения предстоит подписать первым лицам, все оформить документально. В числе спорных остался 71 объект, по ним работа будет продолжена. Главное, что никаких войн за памятники нет и уже не будет - все решается в спокойном, деловом ключе.
- Появится ли в этом году в Москве еще один музей, я имею в виду подводную лодку, которую город приобрел у Северного флота?
- Постановление о создании такого музея принято. Заканчивается ремонт лодки, и я думаю, что в эту навигацию она пройдет по внутренним водным путям до Москвы. И пришвартуется в центре города неподалеку от Сити. Надеемся, от экскурсантов не будет отбоя.
- Еще одной новой достопримечательностью мог бы стать автодром для Формулы-1. Сейчас на этой идее поставлен крест?
- В Нагатинской пойме автодрома не будет. Там принят другой план развития: появится большая стоянка для яхт, поля для футбола и гольфа, теннисные корты, там же пропишется конный спорт. Это сейчас нужнее. А от автодрома мы отказались потому, что на город в связи с ним сваливалось слишком много проблем: экология, шум, недовольство местных жителей, а вся прибыль, по замыслу организаторов гонок, уходила бы им.
- Недавно столичные парламентарии обсуждали идею создания в Москве воздушного такси. Это реальная перспектива?
- Правила использования воздушного пространства над городом очень жесткие, особенно после трагедии 11 сентября. У нас есть вертолетные площадки на МКАД, которые используются для нужд МЧС, для пожаротушения и спасения пострадавших в автокатастрофах. Но чтобы воздушные перевозки над Москвой стали повседневностью - это вопрос не сегодняшнего дня.