07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИСПЫТАНИЕ НА ТВЕРДОСТЬ

Иванченко А.
Опубликовано 01:01 22 Апреля 2004г.
В 90-е годы в Россию пришел так называемый "черный" пиар. Он позволяет убить человека словом или, напротив, вознести до небес. Этот опыт, как и шоковая терапия, был перенят у заокеанских коллег.

И сегодня нас то и дело пугают крахом демократии и чуть ли не наступлением нового тоталитаризма, не потрудившись объяснить, почему сильная власть непременно означает отказ от демократии и рынка. От полных полок в магазине и создания новых рабочих мест. От образования, культуры и науки. Не объясняют, какая тут связь, а просто пугают. Читая в западной прессе статьи о России, я нередко натыкаюсь на публикации, посвященные, в частности, ситуации в Башкортостане, которая мне хорошо известна. Впервые я побывал здесь в 1998 году. Отправляясь в длительную командировку, довольно плохо представлял себе, что это за регион. В голове крепко засели формулы про авторитарное правление президента Муртазы Рахимова, про сепаратизм и непослушание Москве, про то, что в Башкортостане буйным цветом цветет национализм. Словом, все то, что сочилось тогда со страниц ряда западных и российских СМИ. Но лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать, тем более прочитать. А увидел я республику, прочно ставшую на ноги, с развитой и развивающейся промышленностью.
Так как поездка моя связана была с производством, то некоторые аспекты экономики Башкортостана стали мне понятны. И то, что республика находится в постоянном поиске новых, нетривиальных хозяйственных решений, мне искренне импонировало. А поиск новых решений - это всегда средство достижения конкурентоспособности. Что же касается власти, то власть в Башкортостане и в том 1998 году была сильна, авторитетна и тверда. И становилось понятно, что именно такая власть в силах проводить реформы.
Слабая власть в состоянии в лучшем случае лишь желать реформ. В худшем ее действия приведут к обратному. У слабой власти хватает сил только на то, чтобы сохранить себя, да и то не всегда. Сильная власть может решиться на осуществление даже непопулярных реформ.
К примеру, все как огня страшатся реформы ЖКХ. И в самом деле, непонятно, как подступиться к этой сложной и малопопулярной проблеме в такой стране, как наша. Государство, граждане которого десятилетиями привыкали к разного рода социальным льготам, не может себе позволить резких движений в этой сфере. Но, оказывается, можно при наличии некоторого запаса прочности добиться структурных реформ, не вызывая ни социальных потрясений, ни подрывая доверия к власти. Президент Башкортостана Муртаза Рахимов всегда выступал за то, чтобы смягчить последствия реформы ЖКХ. Однако смягчить - не значит выхолостить саму реформу. Организационная и финансово-экономическая перестройка предприятий жилищно-коммунального хозяйства проводится в республике уже несколько лет. В результате повышение тарифов никак не сказывается на собираемости платежей. За последние годы, напротив, она возросла до 97 процентов.
В Башкортостане сегодня действует республиканская программа поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Подобные программы есть во многих субъектах Российской Федерации, но активно претворяются в жизнь лишь в Москве, Башкортостане, Татарстане и Ханты-Мансийском автономном округе. При этом в республике имеется своя особенность. Принято решение о двойном увеличении размеров безвозмездных субсидий, выделяемых за счет средств республиканского бюджета молодым семьям при рождении детей на строительство или приобретение жилья. При рождении первого ребенка с семьи будет списываться стоимость 8 кв. метров, при рождении второго - 12, третьего и последующих - 16. К тому же делом первостепенной важности стало строительство на селе. Здесь давно поняли, что сельская молодежь не должна бежать в город. А исход трудоспособного населения из деревни - страшный бич России, поставивший государство перед острой сельскохозяйственной проблемой, которую не в силах ни предотвратить, ни даже отсрочить никакие урожайные удачи.
Тут хотелось бы выделить один момент. Башкортостан, как известно, является нефтеносным и нефтеперерабатывающим регионом. Казалось бы, мог, как некоторые другие, почивать на "нефтяных лаврах". Однако структурные реформы в том и состоят, чтобы устранить зависимость от одного источника дохода, слезть с нефтяной иглы. Отсюда повышенное внимание к развитию сельского хозяйства республики, жилищного строительства, реформе ЖКХ.
Именно такую задачу ставит перед собой правительство России. Поддерживать жизнедеятельность при помощи одного только нефтяного потока крайне недальновидно. Подобная политика - удел слабых правительств.
Когда сегодня ставится задача сокращения числа чиновников в стране, то президент Башкортостана резонно отвечает, что в республике этот процесс начался не сегодня и не вчера. Удельный вес чиновников в республике едва ли не самый низкий в России, о чем свидетельствуют цифры. Однако этот башкирский опыт до последнего времени не был востребован. Во-первых, бюрократия в минувшие годы чувствовала себя слишком вольготно, а во-вторых, Башкортостан интересовал центр едва ли не в одном качестве: мальчика для информационного битья. Впрочем, это время прошло.
Так уж повелось у нас, что любая твердость поначалу ассоциируется чуть ли не с тиранией, а любые реформы с концом света. Это тоже историческое наследие, избавление от которого придет со временем. Необходимо совместить твердость с реформами, рынок с порядком. Сегодня в России есть власть, способная этого добиться. Добиться, опираясь на уже накопленный опыт целых регионов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников