У КАЖДОЙ ЭПОХИ СВОИ КОРОЛИ
440 лет назад, 23 апреля 1564 года, в Стратфорде-на-Эйвоне

У КАЖДОЙ ЭПОХИ СВОИ КОРОЛИ
440 лет назад, 23 апреля 1564 года, в Стратфорде-на-Эйвоне родился Уильям Шекспир. Кстати сказать, и умер он тоже 23 апреля, день в день, 52 года спустя.
Как это часто бывает, никто из современников даже помыслить не мог, что живет рядом с классиком и какая всемирная слава уготована в будущем этому английскому драматургу, поэту и актеру. В противном случае у него сразу же появились бы биографы, и мы бы знали о Шекспире все или почти все. А так оказалось, что к XVIII веку, когда его наконец-то признали классиком, о нем достоверно почти ничего не было известно. Поэтому пришлось в течение столетий по крупицам и камушкам складывать мозаику жизни и деятельности великого англичанина. Что и говорить, недоглядели, прозевали.
Впрочем, не будем к современникам Шекспира чересчур строги. Ибо в те времена биографии удостаивались разве что королевские особы и христианские великомученики. Поэты, драматурги, комедианты стояли совсем в другом ряду.
У каждой эпохи свои короли и кумиры. Сегодня ряды перестроились. И уже короли, сохранившие свои титулы и власть, завидуют славе и рейтингам королей подмостков. Немногим удается остаться вечным фаворитом истории.
ПОТРЯСАЮЩИЙ ШЕКСПИР
А вот интерес к личности и творениям Шекспира с годами не ослабевает. Наоборот, крепчает и даже достигает высочайшего накала. Непревзойденный мастер головоломных и неожиданных сюжетов своих комедий и трагедий, он словно наперед знал, как заинтриговать и запутать своих будущих исследователей. Не сохранилось ни одной рукописи драматурга, ни одного его письма. Обнаружено, правда, только полдюжины автографов, но все они выглядят настолько по-разному, что заставляют предполагать, будто Шекспир был неграмотным и за него кто-то расписывался.
Шекспир, чья фамилия звучит как "Потрясающий копьем", заставил целые поколения шекспироведов сломать немало этих самых копий по поводу авторства своих произведений. Так называемый "шекспировский вопрос" давно утвердился в качестве мировой научной проблемы. Он разделил литературоведов на стратфордианцев - сторонников авторства Шекспира и антишекспиристов, доказывающих, что под этим именем могли выступать многие, но только не Шекспир. И называется ряд имен - Бэкон, Рэтленд, Дерби, Марло и другие.
За полтора столетия ожесточенных споров, родивших горы книг и ворохи статей, проблему принадлежности пьес Шекспира Шекспиру окончательно так и не прояснили. Вот уж где кипят шекспировские страсти!
Пусть спорят. И пусть читают и ставят Шекспира. И в том случае, если докажут, что их написал Шекспир, и в том случае, если не докажут. Забвение им не грозит. Хотя бы это бесспорно.