ИЗ КРАЙНОСТИ В КРАЙНОСТЬ

"Какая партия лучше" - об этом (см. "Труд" от 2 марта с.г.) спорят два политика, пытаясь

"Какая партия лучше" - об этом (см. "Труд" от 2 марта с.г.) спорят два политика, пытаясь объяснить электорату, каких и сколько нам партий надо. Уж извините, но как представитель этого самого электората ни с одним из них согласиться не могу. Генеральный директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов считает, что небольшие партии нам только мешают спокойно жить. "Это и ненужные расходы, и дезориентация избирателей",- утверждает он.
Допустим, маленькие партии "дезориентируют", а большие, выходит, ведут исключительно верным курсом? Численность партии не свидетельствует о непререкаемой верности ее целей, программ и идей. К тому же избиратели у нас не поголовные дураки. Десятки партий объявляли о себе, а затем тихо умирали, не получив поддержки населения. Среди них, помнится, были и претендовавшие на "крупность" вроде НДР ("Наш дом - Россия").
И уж совсем не понимаю неприятие Симоновым "ярких индивидуальностей". Я бы убрал кавычки, ведь среди лидеров даже небольших политических организаций действительно встречаются неординарные личности. Если они находят поддержку избирателей, оппонируют власти, предлагают свои пути решения наших проблем - что в этом плохого? Так что аргументы господина Симонова, на мой взгляд, "шатаются".
Его оппонент - первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко - впадает в другую крайность. "Партии должны быть самостоятельны в принятии решений. А их численность - вопрос не самый важный", - утверждает он. Если следовать такому умозаключению, полтора десятка шутников вправе объявить себя партией и плодить ежедневно десятки "самостоятельных решений"? А какой толк от этого обществу? Борис Макаренко идет еще дальше, утверждая, что "массовыми партии в условиях демократии не бывают никогда". Но как же забугорные республиканцы и демократы, лейбористы и консерваторы? Разве они не считают себя массовыми партиями?
Минимум в численности партий, конечно, должен быть. Не надо вздрагивать, если число партий у нас возрастет в несколько раз. Пусть люди объединяются, спорят, участвуют в выборах разного уровня - без этого какие могут быть демократия и гражданское общество? А нам всему этому надо еще и учиться.