ПОЛТИНА ЗА $350 000

Субботний полдень. Зал отеля "пять звезд" в центре Москвы. Холеные господа в дорогих костюмах занимают места в задних рядах. Нумизматы в потертых пиджаках у боковых стен. В партере - участники, настроенные на командную борьбу, - перекупщики. Все готово к открытию очередных торгов Московского аукциона коллекционных монет и медалей.

На возвышении появляется известный аукционист Андрей Хаазе. Вальяжный, остроумный, по необходимости - жесткий. Он приветствует почтенную публику и открывает торги. Сегодня на кону 450 монет и медалей.
Хозяева здесь не выносят в зал лоты и совсем не расхваливают их достоинств. Каждому участнику выдан роскошный каталог. Листай, изучай, выбирай. А потом голосуй красной табличкой, пытаясь выторговать понравившееся. Некоторые явились на торги с ноутбуками. Интернет - незаменимая база данных и возможность выгодно перепродать покупку, не сходя с места.
...Волна оживления бежит по рядам - это некий смуглый молодой господин только что за 50 тысяч долларов взял золотой червонец 1714 года.
Один из следующих раундов дарит курьез: ведущий игнорирует заявку участника, зашифрованного под "N 23". Зал бунтует: "ребенка пожалейте!" Претендент на бронзовую медаль "В память заслуг Федора Головина" настолько мал, что его вытянутая рука не видна даже многоопытному Хаазе. Мальчика пересаживают в первые ряды, и он сразу прибирает восемь лотов на 20 тысяч долларов. А затем идет ва-банк - дореволюционную копию серебряного рубля 1802 года с портретом Александра I школьник уводит из-под носа других претендентов за 30 тысяч долларов!
- Меня зовут Владимир Владимирович, я учусь в 1130-й школе! - в перерыве, идя против аукционного правила хранить инкогнито, важно представился мне юный нумизмат.
- Деньги-то, наверное, папины тратишь?
- Конечно, - не дал ответить Владимиру Владимировичу подоспевший родитель. - Да и запрещено несовершеннолетним в аукционах участвовать. Поэтому я Володю на свое имя регистрирую. Может, потом когда-нибудь он мне тем же ответит...
"Предметы для торгов нам в основном приносят обычные собиратели-нумизматы, - рассказывает эксперт аукционного дома Андрей Федорин. - Иногда коллекции потихоньку распродают наследники. Встречаются и находки, откопанные кем-нибудь в собственном огороде. Мы сокровища оцениваем и выставляем сначала небольшой экспозицией в офисе на Страстном бульваре. Любой вправе прийти на выставку, получить каталог и зарегистрироваться участником аукциона".
Тем временем тайм-аут завершен, и обстановка в зале вновь накаляется. За 80 тысяч долларов уходит одна из самых редких монет последнего русского царя - золотые 15 рублей пробной серии 1897 года. Подобный уникум до сих пор видели на аукционах лишь однажды.
Но рекордсменом дня становятся все-таки другие. Некий "N 116" за 100 тысяч долларов взял серебряный рубль 1801 года из коллекции русского нумизмата графа Эмерика Гуттен-Чапского. Он же чуть позднее прибрал за 150 тысяч долларов такой же рубль, но отчеканенный в 1806 году.
Кульминация торгов - ведущий выставляет "пробную полтину" 1845 года, созданную мастером Якобом Рейхелем к 20-летию царствования Николая I. Всего таких монет из-под пресса вышло пять, и даже современники за эти 50 копеек давали не меньше 150 целковых. Стартовая цена - 300 тысяч у. е. Зал затаил дыхание - неужто кто-нибудь рискнет.
Рискнули! Схватка была ожесточенной, но короткой. Победителем из нее вышла колоритная троица приятелей, которых за типаж тут же окрестили "Боксер", "Абрамович" и "товарищ Бендер". Викторию принесла ставка в 350 тысяч долларов. Нехитрая арифметика: каждая копейка этой "пробной полтины" обошлась им примерно в 200 тысяч современных рублей! Такое вот счастье на аукционе.