Будете в Гватемале, заходите к нам в Россию!

Дочка богача стала монахиней и открыла в Гватемале православный храм. Охраняют его местные бандиты

Но именно здесь, у озера Аматитлан, рядом с одним из самых активно действующих вулканов региона Пакайей, на высоте 1200 метров расположился огромный православный храм Животворящей Троицы.

Мы не можем передвигаться здесь без сопровождения даже днем. Здесь слишком много бандформирований. И слишком активный печально знаменитый гватемальский наркотрафик. За косо брошенный взгляд здесь могут расстрелять без предупреждения. В 1995 году так был застрелен российский дипломат. Только в столице, по статистике, ежедневно от рук бандитов погибает 18 человек. Оружие в Гватемале в свободной продаже.

Мы добираемся до храма на микроавтобусе в сопровождении полицейского эскорта примерно минут тридцать. Высокий забор, железная калитка, вооруженная до зубов охрана со злобными бультерьерами. Затем еще одна калитка и снова вооруженная охрана. Кажется, что тебя похитили и привезли в высокогорный лагерь. Охрана вооружена помповыми ружьями и автоматическими пистолетами.

Навстречу нам выходит настоятельница монастыря сестра Инесс вместе с сестрой Марией (она филиппинка) — обе в православном черном иноческом облачении с крестами. И сразу кажется, что ты попал в Россию.

Они встречают нас очень радушно (радушие особенно заметно на фоне внешности и повадок охранников) и ведут по обители. Сразу появляется ощущение, что я знаю Инесс очень давно, улыбка у нее живая и искренняя, между нами нет никакого барьера — ни языкового, ни человеческого. Она хрупкая, но энергичная, деловитая, но ее слова и жесты действуют умиротворяющее.

Территория храма значительна: она простирается от вершины холма, на котором, собственно говоря, и была построена церковь, вниз по холму и захватывает озеро.

Охранники в колоритных ковбойских шляпах не портят пейзаж. Даже наоборот — дополняют. Наши сопровождающие говорят, что это бывшие бандиты. Правда, один из них (очевидно, старший), Хуан, облаченный во все черное, уверяет, что он бывший армейский лейтенант — но в это не очень верится. Оказывается, бандиты-охранники когда-то «наехали» на Инесс, требуя платить за «крышевание». Что произошло дальше, сказать сложно, но сейчас эти люди именно охраняют, а не крышуют храм и всю прилегающую территорию.

К нам охрана отнеслась очень тепло — сопровождала по всей территории и даже позволила осмотреть оружие. Как обычно случается в таких ситуациях, сразу возник спор о лучшем в мире стрелковом оружии (полемизировали на пальцах — охрана не говорит по-английски). Черту подвел молодой Мануэль с «Мозбергом» в руках, заявивший, что нет ничего лучше русского «Калашникова» — и точка.

Никто не возражал...

Большую часть финансовых затрат, связанных со строительством храма, взял на себя отец Инесс — местный олигарх, очень известный в Гватемале экономист. У Инесс очень своеобразная и очень сильная харизма, такая, которая может заставить гватемальского богача раскошелиться на храм, а бандитов — стать защитниками.

Как же Инесс, дочка богача, стала православной и основала монастырь? Как это могло произойти в Гватемале?

До 36 лет Инесс была католичкой. И не просто католичкой. Целых 16 лет она была монахиней при католическом храме Успения Пресвятой Богородицы. Ей только исполнилось 20 лет, когда она приняла постриг.

В стенах монастыря она случайно наткнулась на книгу жития Серафима Саровского. Книга перевернула ее жизнь. Так начался ее поиск. Одна из монахинь показала ей православные иконы, среди которых она увидела поразившую ее репродукцию «Святой Троицы» Андрея Рублева. Потом она много путешествовала по миру: училась богословию в Сальвадоре, Бельгии, Франции. Много читала православную литературу. Наконец она поняла: ее дорога — в православие.

Она переехала в Иерусалим. Там и прошла таинство миропомазания в Православную церковь.

— В принципе я не могу вам рассказать, что ощущаю, — говорит Инесс. — Но если объяснить суть, в православии я чувствую себя уверенно, спокойно и как бы… стабильно, — и после паузы добавляет: — душа моя спокойна в православии.

Отец Инесс, человек жесткий, сильный, привыкший все решать сам, сперва кричал на Инесс, уверяя, что «православия нет в природе». Но постепенно теологические дискуссии с дочкой стали приносить свои плоды. Однажды в Турции старик из любопытства посетил православный храм, в котором проходила служба. Это было первое православное впечатление в его жизни. Сразу после этого он принял православие. Ему было 84 года.

Для строительства храма Инесс выбрала самое живописное место. Именно здесь прошло ее детство. Но гораздо сложнее, чем сломить сопротивление родителей, было открыть и зарегистрировать обитель в Гватемале. Изначально идею открытия храма благословил митрополит Швейцарский Дамаскин (Папандреу). Но при этом сказал, что будущую обитель должен взять под свое крыло один из патриархатов. Осуществить это было очень сложно. Церкви в Латинской Америке не интересуются коренными жителями. Константинопольский патриархат окормляет только греков, Русская православная церковь — только русских, и так далее.

Прошло много лет, прежде чем первый православный храм Гватемалы принял митрополит Антиохийской церкви Антоний.

Так что сегодня церковь Святой Животворящей Троицы, которую возводили целых 7 лет, предстает во всем своем величии. Теперь строительство храма завершено, но внутри он пока еще в лесах — его расписывают художники-реставраторы: Татьяна, русская из США, и Дмитрий из Завидова. Их история еще более невероятная.

Художников сестра Инесс подбирала хотя и по рекомендации, но в общем случайно. Именно так сказал бы человек неверующий.

Татьяна и Дмитрий согласились на предложение сестры Инесс расписать гватемальский храм и оба оказались за много тысяч километров от дома. Работой оба были очень довольны, гватемальский климат нравился. Одна беда — территорию покидать нельзя. Но не из-за запрета. Просто без серьезной охраны по Гватемале не попутешествуешь… Они сблизились очень скоро. И здесь же в этом новопостроенном храме, среди строительных лесов Дмитрий и Татьяна повенчались.

Все сбылось. Дело осталось за малым — разместить здесь детский приют. Пока приют находится в самом центре Гватемала-сити, а значит, велика вероятность, что в столице дети быстро попадут под влияние молодежных банд.

В приюте 50 детей от трех лет и старше. Все они ухожены: мальчики в ослепительно-белых рубашках, девочки в нарядных платьях. И все они — дети алкоголиков, бандитов и наркодилеров, получивших длительные сроки заключения.

А пока сестра Инесс бьется, чтобы перевести приют непосредственно к храму.

При монастыре свое большое хозяйство. Здесь разводят кроликов, рыбу, сажают знаменитую черную фасоль. В Гватемале это основное блюдо. Из черной фасоли гватемальцы в состоянии приготовить более ста блюд, причем спектр вкусов будет различаться от кисло-сладкого до острого.

Инесс надеется, что кто-нибудь из этих детей когда-нибудь будет учиться в России. Поэтому она обратилась к российскому послу с предложением устроить в ее приюте «русский кабинет» (центр русского языка). Так что, по иронии судьбы, первыми по-русски в Гватемале заговорят дети бандитов…

…Мы прощаемся, как это обычно делают давно знакомые между собой люди: пожелания здоровья, благополучия и взаимные предложения посетить Гватемалу и Россию… Я разумеется, приглашаю в Россию, не очень-то веря, что сестра Инесс когда-нибудь к нам доберется. На это сестра весело улыбается.

— Да я только что была в Дивеево…

— Где-где? — не верю я своим ушам.

— В Дивеево, — так же с улыбкой повторяет Инесс.

Стоящая рядом сестра Мария радостно кивает головой. Оказывается, они были в Дивеево вместе.

— Мы привезли из этой обители икону преподобного Серафима Саровского, — хвалятся сестры. — Как только реставраторы завершат расписывать храм и обитель предстанет во всей красе, мы устроим огромный праздник и пригласим много-много людей. И гватемальцы смогут увидеть, что такое православие. И, конечно, к этому времени очень постараемся перевести на испанский акафист Серафиму Саровскому… так что вы просто обязаны приехать. Сами посмотрите…

Гватемала

Гватемала — крупнейшая по численности населения республика в Центральной Америке. Здесь проживают 13 миллионов человек. Большая часть населения — метисы. До 44% местных жителей относят себя к индейским народам группы майя. Но это не мешает подавляющему большинству гватемальцев исповедовать католицизм. Хотя в последние годы в стране растет число протестантских сект.

Экономическая депрессия 1980-х имела для Гватемалы тяжелые социальные последствия. В начале 1990-х годов 72% гватемальцев недоедали. Сегодня ситуация в стране по-прежнему далека от стабильной. Официально ношение оружия в стране не запрещено. Только за 2009 год в стране было совершено 3949 преступлений, из которых в 498 случаях жертвами были женщины и в 40 — дети. За последнее время количество убийств в Гватемале возросло до 18 в день. Однако страна пользуется неослабевающим интересом у туристов благодаря живописным озерам и особенно пирамидам майя. В результате именно туристы чаще всего становятся жертвами местных преступников.

Досье

Серафим Саровский — один из самых почитаемых русских святых. Родился в 1754 году в семье купца из Курска. В 24 года стал послушником Саровского монастыря. 20 лет святой жил в лесу в келье и усердно молился. К концу жизни обрел дар исцеления от болезней. К нему толпами ходили и монахи, и миряне. Самым известным его посетителем был император Александр I.

Канонизирован Русской православной церковью в 1903 году. В 1920 году мощи Серафима были изъяты большевиками и перевезены в Москву в Музей религиозного искусства. После этого их судьба долгое время оставалась неизвестной, и только в 1990-х годах они были найдены и возвращены в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

В сентябре 2007 года Московский патриархат объявил преподобного Серафима «покровителем ядерщиков», так как в Саровском монастыре, где он был монахом, с 1946 года располагается первый советский ядерный центр.