Главная Культура 00:05 22 Апреля 2016 11508
«Экипаж». Дубль второй

На экраны выходит ремейк знаменитого фильма Александра Митты. И от сравнения никуда не деться

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Этот фильм еще до премьеры нарекли самым амбициозным проектом года. Оснований для таких оценок немало. Здесь и звездный дуэт Владимира Машкова и Данилы Козловского — самых ярких, харизматичных актеров своих поколений. Здесь и беспрецедентный бюджет «Экипажа», который продюсерами не разглашается, но миллионы и миллионы долларовых вложений хорошо видны на экране. Здесь, наконец, и очевидная перекличка с «Экипажем» Александра Митты, который собрал в свое время у киноэкранов 100 млн зрителей. Вся эта мифология работала и работает на успех нового «Экипажа».

Конечно, никакие 100 млн зрителей в условиях разрушенного кинопроката новому «Экипажу» не грозят. Хорошо, если зрителей наберется хотя бы миллионов 10. Но юная поросль, в основном населяющая наши кинотеатры, думаю, роскошный киноаттракцион будет смотреть с удовольствием. Такого визуального пиршества, такого буйства эмоций, такого масштаба поистине головокружительных съемок в российском кино, возможно, и не было — даже с учетом весьма затратных фильмов Никиты Михалкова («Утомленные солнцем — 2») и Андрея Кончаловского («Щелкунчик»).

Разумеется, новый «Экипаж», начиненный спецэффектами (1,5 тысячи кадров с компьютерной графикой), превзошел в этом плане и одноименный фильм 1979 года, авторы которого были ограничены техническими возможностями своего времени. Но вот станет ли блокбастер Николая Лебедева и студии «ТРИТЭ» таким же прорывом в российском кино, каким был в советском кино старый «Экипаж», — тут я, пожалуй, затруднюсь с утвердительным ответом.

Когда фильм Александра Митты вышел на экраны, это была подлинная революция в отечественном кинематографе. Фильмы-катастрофы до того были уделом «загнивающего» западного кино, у нас их показывали специалистам только на закрытых сеансах. На семинаре для молодых кинокритиков в Болшево мне, помнится, году в 1978-м довелось увидеть несколько лент из голливудской серии «Аэропорт», старт которой был дан в 1970 году. Там тоже самолеты терпели в воздухе крушение, но мужественные американские пилоты самоотверженно разруливали ситуацию и вели дело к полнейшей виктории над суровыми природными и техногенными катаклизмами.

Притом что мы шли в мировом кино «своим путем», на чужие успехи мы все-таки оглядывались, тем более что советский кинематограф к середине 70-х начал терять зрителей. «Экипаж» Митты в известном смысле стал нашим ответом популярной голливудской франшизе, соединив в себе занимательность доселе чужеродного жанра фильма-катастрофы и традиционный для нашего кино производственный кинороман, утепленный, впрочем, смелыми лирическими и даже, не побоюсь сказать, эротическими мотивами. Этот невиданный жанровый микс и обеспечил фантастический взлет фильма.

Что касается нового «Экипажа», то в нем, увы, нет взрывного эффекта жанровой, или тематической, или принципиальной содержательной новизны. Мы столько всего видали-перевидали за последние десятилетия, что нас пересказом, пусть даже вольным, фильма-катастрофы почти 40-летней давности удивить трудно. Как авторы нового «Экипажа» в своих интервью ни открещиваются от слова «ремейк», но они сняли именно что ремейк — что с английского переводится как «переделка», а толкуется словарями как выпуск в коммерческих целях «новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением или добавлением в них собственных характеристик».

Конечно, Николай Лебедев и его продюсеры могут сказать (и неустанно говорят), что герой Леонида Филатова не похож на героя Данилы Козловского, а персонаж Георгия Жженова имеет не так много общего с персонажем Владимира Машкова. Во-первых, как мне кажется, даже чисто физиономически, типажно разница между героями старого и нового фильма не сильно бросается в глаза. А главное, сама несущая конструкция нового «Экипажа», основанная на противоборстве опытного, жесткого командира корабля и его своенравного, но талантливого помощника, сам сюжетный каркас фильма, начинающегося как бытовая, семейная драма и внезапно переходящего в режим катастрофы, наконец, череда невозможных в реальной жизни сказочных по-двигов, которые совершают пилоты и бортпроводники сначала на охваченном пламенем и залитом вулканической лавой аэродроме, а потом на борту терпящего крушение лайнера, — все это, как ни крути, вдохновлено содержанием, стилистикой, энергией, канвой старого фильма.

А своего, оригинального в новом «Экипаже» не так уж много, что вообще-то странно — учитывая, в каком критическом состоянии по сравнению с советским временем находится сегодня наш авиапром, какие серьезные проблемы испытывают авиаотряды с квалифицированными летными кадрами, как часто падают у нас самолеты по вине технических неисправностей и пресловутого человеческого фактора. Слабые отголоски этих проблем однажды прозвучат в словах отца главного героя (Сергей Шакуров), но действие быстро свернет в проторенное старым советским фильмом русло героического эпоса. А ремейк, пусть и отлично исполненный, виртуозно снятый, замечательно сыгранный — он и есть ремейк. Случаев, когда копия, дубль были ярче, лучше, смелее, интереснее оригинала, я навскидку и не вспомню.

В этом смысле предыдущий фильм Николая Лебедева «Легенда № 17» представляется мне более цельной и оригинальной работой. Это был подлинный прорыв в жанре зрелищного спортивного байопика. Оказалось, что спорт, который доселе считался у нас «некинематографичным», — подлинный кладезь сюжетов, конфликтов, характеров, драм. «Легенда», по сути, открыла новую щедрую жилу, которую сейчас активно разрабатывают десятки режиссеров на большом и малом экране. Сам же Лебедев, судя по финальному витку фильма, похоже, оставил себе возможность для продолжения «Экипажа». Не уверен, что это сильный ход талантливого режиссера, начинавшего когда-то в авторском, а не продюсерском кино.

 

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 24701
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5599
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5474
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?