Селедка второй свежести

За последний год продуктовая розница стала позволять себе слишком много вольностей - и это уже юридический факт

Редкая проверка Роспотребнадзора или прокуратуры обходится без выявленных нарушений. Самые частые из них указывают на несоответствие стоимости товара в ценнике и на кассе, антисанитарию в зале и торговлю продуктами с просроченным сроком годности. Больше всего претензий к супермаркетам экономкласса: за минувший год количество нарушений в них выросло в 10 раз!

Тревожные данные содержатся в едином реестре проверок Генеральной прокуратуры, в который включены результаты контролирующих и профилактических мероприятий Роспотребнадзора. Если сравнить итоги первого квартала текущего и прошлого годов, то сразу станет понятно: продуктовый ретейл погружается в хаос. И быстрее других идут ко дну супермаркеты экономкласса и дискаунтеры.

Так, в сети «Светофор» количество выявленных нарушений выросло на 1000% — в 10 раз. Немногим лучше обстоят дела у сети «Красное и белое» — здесь количество нарушений по сравнению с прошлым годом увеличилось на 975%. Далее с большим отрывом идут супермаркеты и гипермаркеты «Ашан», «Лента» и «Бристоль», где количество нарушений за год в среднем возросло в 2,5 раза. На этом фоне ситуацию в «Дикси», «Перекрестке», «Магните» и «Пятерочке» можно и вовсе считать благополучной — «всего-то» в 1,5 раза больше нарушений...

Чаще всего контролирующие органы обнаруживали несоответствие стоимости товаров на ценниках и на кассе, нарушения условий хранения и товарного соседства, продажу просроченной продукции. А если обратиться в виртуальную приемную Рос-потребнадзора, можно найти десятки жалоб и обращений на каждую из торговых сетей. Россияне недовольны квалификацией персонала, качеством доставки, постоянными проблемами с программами лояльности. А в ряде случаев покупатели прямо указывают на признаки уголовных преступлений, в частности на мошенничество, когда продавцы добивают в чеки покупателей лишние товары. При этом многие подобные жалобы и обращения сопровождаются фото- и видеоподтверждениями.

По словам председателя правления Московского общества защиты прав потребителей Антона Недзвецкого, ничего удивительного тут нет. «Понятно, что в премиальном сегменте за порядком следят внимательнее, хотя проблем хватает и там. А в магазинах экономкласса, бизнес-модель которых построена на максимальном снижении издержек, работать без нарушений сегодня очень трудно, практически невозможно», — сетует эксперт.

Но главная причина стремительного роста числа нарушений в продовольственной рознице, по словам специалистов, кроется во введенном весной прошлого года моратории на проверки. Данная мера должна была поддержать бизнес на плаву в у-словиях новой экономической реальности, она справилась с возложенной задачей. Вот только затем лекарство превратилось в отраву. Прекрасно понимая, что проверки и нарушения теперь не будут иметь практических последствий, бизнес откровенно расслабился. Если раньше каждое предписание или предупреждение Роспотребнадзора могло конвертироваться в солидный, до нескольких сотен тысяч рублей штраф, то сейчас в арсенале контролирующих органов лишь предупреждения и рекомендации.

То есть продавцам стало легче. А покупателям? В продуктовом ретейле сложилась парадоксальная ситуация: компаниям выгодно закрывать глаза на нарушения или идти на них сознательно. А тот факт, что в результате запросто может быть нанесен ущерб нашему кошельку или даже вред здоровью покупателей, прежде всего из наименее защищенных слоев населения, нынче мало кого волнует.