АЛЕКСАНДР ПОЧИНОК: ЗАРПЛАТА БЮДЖЕТНИКОВ ПОВЫСИТСЯ В ПОЛТОРА РАЗА

Учительница русского языка и литературы с дипломом филологического факультета МГУ сегодня получает в обычной московской школе 1300 рублей. Фамилию она просила не называть - стыдно перед учениками. Муж приносит домой 1900. В семье еще маленький ребенок. Между тем скрупулезно рассчитанный специалистами прожиточный минимум в столице - около двух тысяч рублей. Значит, на троих нужно самое малое - шесть тысяч. Реально же после вычета налогов из зарплаты в семейном бюджете не остается и половины необходимой суммы. Приходится экономить на всем, но частенько даже на очень скромное питание денег не хватает. И тогда вместо завтрака у взрослых - только чай с хлебом. Для сравнения: в столице среднемесячная февральская зарплата в промышленности была 5 353 рубля, в строительном комплексе - 6 221, в коммерческих организациях по обеспечению рынка - 21 540. Контраст разительный.

В целом по стране начисленная зарплата "бюджетников", получающих деньги из городской или федеральной казны, - работников образования, здравоохранения составляет лишь 46-48 процентов от уровня оплаты в промышленности. Средняя февральская зарплата в сфере образования - 1567, в здравоохранении - 1625. Изменится ли ситуация к лучшему в следующем году? Каковы конкретные предложения по социальному разделу бюджета-2002 (подготовка проекта этого документа завершается в Минфине), а также на ближайшую перспективу? Об этом мы беседуем с министром труда и социального развития Александром ПОЧИНКОМ.
- Александр Петрович, средняя реальная зарплата в России за год (с марта 2000-го по март 2001-го) выросла на 15 процентов. Вроде бы неплохо. Но поток писем в редакцию о бедственном положении занятых в бюджетной сфере не уменьшается. Как это объяснить?
- Ничего неожиданного здесь нет. Падение уровня жизни за время реформ, социальные издержки достигли таких огромных масштабов, что начавшийся с середины 99-го и продолжающийся экономический подъем, сопровождаемый позитивными сдвигами в социальной сфере, не в состоянии компенсировать негативные последствия происшедшего обвала. В трудном положении сегодня находятся не только бюджетники. Я приведу очень тревожные факты. Две трети работников сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры в прошлом году получали зарплату меньше прожиточного минимума.
В общей сложности получка более 20 миллионов россиян была или на уровне порога выживания, или ниже. Скажу больше: зарплата 10 миллионов граждан, то есть каждого шестого работающего, не дотягивала даже до стоимости минимального продуктового набора.
Появилось, как бы подтверждая значимость явления, понятие "новые бедные". Это не бомжи, маргиналы, а люди, по западным меркам, вполне благополучные - имеющие работу и зарплату. Однако, в отличие от Запада, на получаемые ими деньги невозможно продержаться месяц, хотя и урезая расходы до минимума. Даже если получка формально выше прожиточного минимума, денег во многих случаях не хватает на содержание детей. В прошлом году более половины семей, состоящих из двух работающих, не могли обеспечить на зарплату минимально приемлемый уровень жизни и одному ребенку.
- Отчего же столь низки зарплаты? Работать мы разучились или, как сейчас говорят, менеджмент неэффективный?
- Главное, на мой взгляд, в том, что наша экономика очень вяло адаптируется к процессам глобализации, тяжело встраивается в мировую экономическую систему. Посмотрите - у нас неконкурентны целые отрасли и производства. Низкая производительность труда, слабая организация дела, устаревшее, изношенное на многих предприятиях оборудование, преобладание низкооплачиваемых рабочих мест, дефицит специалистов требуемой квалификации - такова объективная, не очень веселая картина. Сложившаяся в стране модель бедности является прежде всего следствием низкого уровня доходов в бюджетной сфере и ряда стагнирующих отраслей промышленности.
На этом фоне резко идут в отрыв относительно благополучные отрасли. Дифференциация в оплате труда достигла угрожающих размеров - 34 раза! Социальные трансферты, внутрисемейное перераспределение ресурсов в какой-то мере выравнивают эти сумасшедшие диспропорции. И все же среднедушевые доходы десяти процентов наиболее и наименее обеспеченных граждан различаются почти в 14 раз. Мировая практика свидетельствует: для недопущения социального перегрева, уверенного экономического развития этот показатель не должен быть больше 7.
Плохо и то, что в ряде регионов ситуация в социальной сфере не улучшается, а ухудшается. В Хабаровском крае, например, реальные денежные доходы в первом квартале уменьшились по сравнению с январем-мартом 2000-го на 3 процента. Есть немало и других примеров. Таким образом, если не предпринять срочных мер по реструктуризации экономики и значительному усилению политики доходов населения, уровень жизни большинства россиян будет законсервирован возле порога бедности. А это может иметь очень серьезные последствия, в том числе и для безопасности страны.
- Как же выживают люди, не имеющие средств даже на пропитание?
- Во-первых, за счет неформального сектора экономики, который не фиксируется официальной статистикой. По данным Международной организации труда (МОТ), здесь трудится 7,5 миллиона человек, занятых в течение полного дня. Во-вторых, "серые" заработки есть у многих и по месту основной, вполне легальной работы. По заключению экспертов МОТ, у пятой части работников фактическая зарплата превышает сумму, записанную в трудовом соглашении, от 2 до 20 раз.
Третьим серьезным источником поддержания уровня жизни являются личные подсобные хозяйства. Угроза полуголодного существования вызвала небывалый прилив активности россиян по самообеспечению овощами, картофелем, мясом, молоком... Если в 1990-м продукция личных огородов, скотных дворов, загородных участков составляла четверть всего сельскохозяйственного производства, то в 1994-1995-м - почти половину. А в 1997-м индивидуальный сектор дал 90 процентов всего картофеля, три четверти овощей, 60 процентов мяса, половину молока и шерсти.
Эти три демпфера помогают смягчить социальные последствия экономических преобразований. На смену прежней пассивности, иждивенчеству, патерналистским иллюзиям пришли деловая активность и инициатива. Вместе с тем процесс адаптации населения к новым условиям носит во многом нерыночный характер, связан с большими социальными и экономическими издержками. Для многих горожан непривычная сельская работа является вынужденной, она отнимает много сил, времени, порой идет во вред здоровью и в ущерб основной деятельности. Специальные исследования показали: доходы от временной занятости и подсобных хозяйств лишь частично компенсировали падение уровня жизни. Вот почему стратегической задачей государства является существенное повышение уровня заработной платы, пенсий, пособий. Усиление политики доходов найдет отражение и в бюджете-2002.
- И на сколько может повыситься зарплата бюджетников?
- Об окончательных цифрах говорить рано, ибо над проектом бюджета предстоит еще большая работа. Я расскажу о тех предложениях, которые были выработаны комиссией во главе с вице-премьером Валентиной Ивановной Матвиенко и переданы Минфину. Суть их в следующем: в 2002 году установить минимальный размер оплаты труда в сумме 450 рублей. Напомню, что на сегодняшний день эта нижняя планка составляет 200 рублей. С 1 июля она будет поднята до 300. Так шаг за шагом мы будем приближать нижний порог зарплаты к прожиточному минимуму.
Соответственно, и ставка первого разряда Единой тарифной сетки тоже поднимется до 450. Сетку предлагается сжать, чтобы основной выигрыш получили низкооплачиваемые работники. Ставка самого высокого, 18-го разряда будет выше 1-го в 4,5 раза (2025 рублей). Наиболее весомую прибавку при этом получат учителя, врачи и другие работники бюджетной сферы, зарплата которых рассчитывается, исходя из тарифных ставок 5-9-го разрядов. Их получка потяжелеет на 70-82 процента. Учитывая, что инфляция в следующем году прогнозируется в районе 14 процентов, реальный рост зарплаты бюджетников должен быть ощутимым.
- Если в рублях, то какие получаются прикидки?
- Среднемесячная зарплата работников образования и здравоохранения может подняться до 2500-3000 рублей. Мы рассчитываем, что, начиная с 4-5-го разрядов, зарплата бюджетников будет выше прожиточного минимума.
- А как быть тем, у кого 1-3-й разряды?
- Учитывая, что у них обычно не одна зарплата, а две (как, например, у уборщиц), тысячу рублей они смогут заработать. Сегодня за тот же труд они получают 400-500 рублей.
- Денежные прибавки, понятно, всегда радуют. Однако все познается в сравнении. Сейчас зарплата в бюджетной сфере составляет 46-48 процентов от уровня оплаты труда в промышленности. Будет ли сокращаться разрыв?
- Разумеется. В следующем году названные цифры увеличатся до 53-56, в 2003-м - до 60, а в 2005-м - до 75-80. Это уже будет соответствовать принятым в практике развитых стран соотношениям.
Ситуация после августовского обвала 1998-го сложилась катастрофическая. Поэтому нам необходимо приложить максимум усилий, чтобы вернуть бюджетников (а их 15 миллионов) к нормальной жизни. На предлагаемую прибавку зарплаты требуется в 2002 году 40 миллиардов рублей из федеральной казны и 120 миллиардов - из региональных бюджетов.
- Федеральный бюджет, наверное, с этим справится, а вот многим регионам задача окажется не по силам. И тогда что же, вновь начнет расти задолженность по невыплаченной зарплате?
- Нет, конечно. В бюджете-2002 будут предусмотрены средства на помощь тем субъектам Федерации, у которых не хватит собственных денег. Анализ показывает, что в той или иной мере финансовая поддержка, необходимая для повышения зарплаты, может потребоваться примерно 60 регионам.
- Может ли случиться так, что Минфин не примет предложений, о которых вы рассказали?
- Мы уже не раз обсуждали с финансистами различные варианты. Мне кажется, удалось убедить их в необходимости предлагаемых мер. Думаю, что и президент нас поддержит. Не так давно он очень точно сказал: "Наша общая цель - повышение благосостояния людей, защита их интересов. Другой задачи нет и быть не может. Если показатели уровня жизни растут, то наша общая работа дает результат. Если же нет, - то все это суета и бессмыслица".
- Министерство труда призвано заботиться не только о работающих, но и об инвалидах. Чем могли бы их порадовать?
- Помощь инвалидам будет расширяться. Мы планируем увеличить количество социальных работников и как минимум вдвое повысить их зарплату. В крупных городах хотим создать так называемые службы "социального такси". Эти специально оборудованные автомобили и микроавтобусы будут обслуживать только инвалидов. Уже ведутся переговоры с работниками Московского, Нижегородского и Тольяттинского автозаводов о возможности изготовления "социальных такси". Эти транспортные услуги для инвалидов будут бесплатными.
- И последний вопрос. Владимир Путин потребовал к середине следующего года приравнять оклады военных к зарплате федеральных госслужащих. Как это будет выглядеть на практике?
- Прибавка должна быть очень существенной. Командир взвода и командир батальона в соответствии с предлагаемыми мерами могут получать в полтора с лишним раза больше, чем сейчас. Это тоже станет важным вкладом усиления социальной политики.