ПОСЛЕ ХОЛОДКА ТЕПЛЕЕТ

Проведя в Вашингтоне фактически всего полтора дня, насыщенных важными встречами, российский

Проведя в Вашингтоне фактически всего полтора дня, насыщенных важными встречами, российский министр иностранных дел успел тем не менее несколько раз побеседовать с представителями СМИ. Видимо, баланс переговоров был положительный: Игорь Иванов явно находился в хорошем настроении, поскольку уезжал отнюдь не с пустыми руками. Как он сам сказал на пресс-конференции, "в целом визит наглядно продемонстрировал, что наш диалог с администрацией Джорджа Буша набирает позитивную динамику, обретает содержательный и взаимовыгодный характер. Можно с уверенностью говорить о том, что мы уже приступили к решению основных практических вопросов, стоящих в повестке дня отношений между Россией и США".
Заранее было известно, что центральной темой переговоров в американской столице будет подготовка первой личной встречи президентов двух стран, которая, как убеждена российская сторона, может придать мощный позитивный импульс диалогу между Россией и США по широкому кругу международных проблем и вопросам двусторонних отношений. Конкретный результат налицо: Игорь Иванов увез договоренность о том, что саммит Путин - Буш состоится 16 июня под Любляной в замке Брдо код Краня - одной из самых любимых резиденций Иосифа Броз Тито. Детали повестки дня будут уточнены на следующей встрече Иванова и госсекретаря Пауэлла, которая пройдет в Венгрии до конца мая. Здесь, в Вашингтоне, их было три.
Иванов и Пауэлл обсудили широкий круг вопросов. Это и перспективы урегулирования региональных проблем, прежде всего на Балканах, на Ближнем Востоке, в зоне Персидского залива, в Афганистане, Нагорном Карабахе. Это и развитие торгово-экономического сотрудничества, и, конечно, различные аспекты стратегической стабильности - особенно в связи с планами США по созданию национальной системы противоракетной обороны. Эта последняя тема, как и следовало ожидать, оказалась самой трудной. Россияне остались при своем мнении: Договор по ПРО 1972 года остается реальным инструментом стабильности, американская аргументация не убеждает в том, что ради "потенциальных угроз" надо ломать всю структуру разоруженческих договоренностей.
Такая позиция изложена и в послании Владимира Путина, которое глава российского МИДа вручил Джорджу Бушу во время получасовой аудиенции в Белом доме. Российский президент считает, что по проблеме ПРО необходимо провести подробные, шаг за шагом, переговоры. Кстати, российская сторона предложила создать две рабочие группы - одну для оценки потенциальных угроз и взаимодействия в сфере ПРО на театре военных действий, а вторую - по всему комплексу вопросов СНВ - ПРО. Вместе с тем в послании подчеркивается, что отношения с США имеют для нас приоритетное значение, что мы настроены на прагматичное и предсказуемое сотрудничество.
Игорь Иванов с удовлетворением сообщил, что президент Буш подтвердил готовность американского руководства "к продуктивному и конструктивному сотрудничеству с Россией, к совместному строительству безопасного мира в XXI веке".
Однако, хотя Иванов и Пауэлл придерживались дружеского тона на их совместной пресс-конференции, газета "Вашингтон пост" сочла нужным заметить: "Пауэлл предупредил, что переговоры с Москвой по ПРО не должны препятствовать американским планам неопределенно долгое время. Он сказал: "Консультации не могут заменять действия... Когда мы решим, что консультаций было достаточно и мы достигли договоренности с другими, мы будем действовать в соответствии с ними или в соответствии с тем, что будем считать отвечающим нашим интересам в данное время". Некоторые обозреватели придали этим словам ультимативный характер, но российский гость предпочел не драматизировать ситуацию, отметив, что сближение подходов в тех областях, где мы расходимся, - процесс длительный и сложный, и это нормально для таких крупных держав, как Россия и США с их активной внешней политикой.
Помимо руководителей госадминистрации, Игорь Иванов также встречался с ведущими конгрессменами и видными политологами. То есть получил возможность составить достаточно объективное мнение о настроениях в американских коридорах власти. И потому обнадеживающе звучит его итоговое заключение: "Возвращаюсь в Москву с полной уверенностью, что у нас есть понимание с американской стороной ключевого принципа: только на основе равноправного, взаимовыгодного взаимодействия между нашими странами можно эффективно противостоять новым глобальным вызовам и угрозам".