КАНН РЫДАЛ НАД "КОМНАТОЙ СЫНА"

"Самый большой скандал нынешнего фестиваля заключается в том, - поделился со мной местный старожил и журналист из газеты "Нис-Матэн", - что настоящих скандалов в этом году не было". Это если не считать погрома, который устроила в номере отеля "Карлтон" французская актриса Беатрис Даль, сцепившаяся со своим дружком хулиганистым реппером Джоэ Старром, или стычку скорого на рукоприкладство заокеанского режиссера Шона Пенна с кинооператором, который проявлял назойливый интерес к ночным похождениям американца.

Не было (по крайней мере в той степени, что раньше) присущих киносмотру ожесточенных споров среди журналистов и критиков насчет того, кому достанется наивысшая награда Канн-2001 - "Золотая пальмовая ветвь". Еще накануне большинство спецов в области самого массового искусства из ведущих французских газет отдавали предпочтение ленте Нанни Моретти "Комната сына". 48-летний итальянский режиссер отнюдь не новичок на самом престижном мировом кинофестивале: в 1994 и 1998 годах он уже получал здесь призы за режиссуру (ленты "Интимный дневник" и "Апрель").
"Комната сына" - своего рода хроника вполне благополучной семьи, где царят мир и взаимопонимание. Отец (его играет сам Моретти) - преуспевающий психиатр. Вместе с женой (прекрасная работа Лауры Моренте) души не чает в детях Ирэн и Андреа. Кажется, ничто не может потревожить эту идиллию. Но случается несчастье: одним воскресным утром Андреа, начинающий аквалангист, отправляется с друзьями в море и погибает, заблудившись в подводном гроте. Как преодолеть адовы муки, страдания, смириться с вопиющей несправедливостью злого рока, лишившего родителей любимого сына, а Ирэн - брата? Мастерство Моретти, актерское и режиссерское, заключается в том, что он избегает мелодраматических "ловушек". Неброскими, но тонкими мазками он показывает титаническую работу, которую проделывает человеческая душа, пробивающаяся через мрак и боль. "Комната сына" никого не оставляет равнодушным. На родине лента получила месяц назад три статуэтки Донателло (итальянские Оскары). В Канне над ней в три ручья лили слезы видавшие виды киношники, включая жюри фестиваля во главе с его президентом норвежской актрисой Лив Ульманн. Она, надо полагать, усмотрела в "Комнате сына" многие моменты и интонации, почерпнутые Нанни Моретти у ее "путеводного" режиссера и классика кино Ингмара Бергмана.
Успех этой работы не может не порадовать любителей итальянского кинематографа. В Канне была показана также отличная работа Эрманно Ольми "Оружейное ремесло". Голливуд в Италии сейчас вынужден потесниться: посещаемость кинотеатров, где идут местные ленты, увеличилась с 20 до 30 процентов.
Если успех "Комнаты сына" был предрешен, то этого не скажешь о ленте австрийца Михаэля Ханнеке "Пианистка", удостоенной второй в табели о рангах Каннского фестиваля награды - Гран-при. В этой несомненно мастерски сработанной ленте рассказывается история преподавательницы Венской консерватории, которая буквально задыхается под пятой деспотичной матери (тонкая работа актрисы Анни Жирардо). Поломанная психика, неврозы, никакой личной жизни. Единственная тщательно скрываемая отдушина - секс-шопы, кинотеатры, где гоняют порнофильмы. Спасение приносит один из ее учеников... Блестящая французская актриса Изабель Юппер, сыгравшая эту роль, получила приз за лучшую женскую работу, а ее "спаситель" и соотечественник Бенуа Мажимель - за лучшую мужскую.
Настоящим открытием Канна стала картина молодого боснийского режиссера Даниса Тановича "Ничейная земля". Ее действие происходит в 1993 году на раздираемых братоубийственной резней Балканах. Волей судеб боснийский солдат Чики оказывается в одной траншее с сербом Нино. Некогда граждане одной страны - теперь враги. Горечь, озлобленность. Взаимные обвинения во всех смертных грехах. Эта лента, полная юмора, от обычного до черного, получила приз за лучший сценарий. В Канне этот фильм сравнивают с шедевром антивоенного кино - лентой американского режиссера Роберта Альтмана "МЭШ" (M.A.S.H.) о вьетнамской войне, удостоенной здесь "Золотой пальмовой ветви" 31 год тому назад.
Приз за режиссуру в этом году разделили признанные мастера из США Жоэль Коэн и Дэвид Линч. Первый - за ленту "Проезд Малхолланд", второй - за "Человека, которого здесь не было".
Ну а наш кинематограф? "Телец" Александра Сокурова, посвященный последним месяцам жизни Ленина, на Каннском фестивале полемики, как это было в Росии, не вызвал. Здесь отмечалась сильная работа Леонида Мозгового (роль вождя революции). Его даже прочили на приз за актерское мастерство. Однако до этого, к сожалению, дело не дошло. Единственным российским лауреатом в Канне стал Сергей Лучишин. Короткометражка "Портрет" принесла ему лавры победителя конкурса молодых режиссеров "Кинофонд".