РУСТ БЫЛ ПРОСТО МАЛЬЧИШКА...

Если верить всему услышанному, то российским авиапассажирам, которые в это время находятся в Турции, впору продавать билеты и пересаживаться на теплоходы. Появившаяся в некоторых СМИ информация о возможном захвате там воздушного гражданского судна нашей страны с целью налета на один из городов РФ может напугать кого угодно. Слишком свежи в памяти ужасы 11 сентября.

Чиновники Межгосударственного авиационного комитета и Государственной службы гражданской авиации при Минтрансе РФ, как и работники МИДа, к сообщению о предстоящем теракте отнеслись как к спланированной утечке информации. Сошлись на том, что она очень выгодна тем, кто хотел бы поиграть на нервах в канун российско-американского саммита.
Тем не менее авиаторы еще раз подтвердили, что меры по безопасности полетов, принимаемые отечественными авиакомпаниями во всех аэропортах, куда летают наши лайнеры, более чем серьезные. Сообщили, в частности, что уровень работы турецких спецслужб сегодня не ниже израильских, строгость которых известна всему миру.
"А возможно ли в России повторение того, что совершил в свое время Матиас Руст?" Этот вопрос мы задали президенту партнерства "Безопасность полетов" (Международная авиационная организация, куда входят специалисты по безопасности полетов России и стран СНГ) Валерию ШЕЛКОВНИКОВУ.
- Вопрос скорее не к авиаторам, - сказал Валерий Георгиевич, - а к ПВО. Но задуматься есть над чем. Кстати, когда Руст приземлился на Васильевском спуске, я в качестве должностного лица находился в Париже на совещании ИКАО. Как мне показалось, это неприятное для СССР известие развеселило многих. Запомнилась издевка в наш адрес: одна из французских газет поместила большой рисунок с изображением Красной площади. В центре - храм Василия Блаженного, купола которого буквально напичканы усами антенн, на его ступеньках - сладко спящий огромный медведь в краснозвездной папахе...
Но запомнилась и фраза члена делегации США - бывшего летчика: "Не стоит смеяться над русскими. Держу пари, что завтра я смогу посадить самолет на площадке у Белого дома и никто мне в этом помешать не сможет". Конечно, тогда к словам бывшего авиатора мало кто отнесся всерьез. Даже самые отчаянные головы не могли себе представить, что произойдет в Америке 11 сентября 2001 года. Все это говорит о том, что сегодня ни одна из стран не застрахована от воздушного терроризма, а значит, пассажирам придется мириться с повышенными мерами безопасности в аэропортах.
Но что будет, если тревога окажется не ложной? Тогда вся наша надежда будет на родную ПВО. Что она может сегодня?
Если обобщить - со времен Руста замки на наших воздушных рубежах крепче не стали. Это еще мягко говоря. И пусть никого не обманывают официальные цифры: исправность и готовность российских зенитно-ракетных комплексов - 98 процентов, командных пунктов - 95 процентов. Внешний ажур не потому, что починили все, что повыходило из строя за роковое для нашей армии минувшее десятилетие. Просто отправили занедужившую боевую технику на металлолом, оставив в боевом составе только то, что еще "работоспособно". В итоге нет больше сплошного радиолокационного поля вдоль всей российской границы. Наша противовоздушная оборона носит теперь очаговый характер, то есть зенитно-ракетными комплексами прикрыты только отдельные города и наиболее важные объекты.
Большие надежды возлагались на поступление в войска новейшего зенитно-ракетного комплекса С-400 "Триумф" с большой зоной поражения целей. Первые три ЗРК Министерство обороны готово было заказать промышленникам в нынешнем году. Планировалось завершить его государственные испытания до Нового года. Однако они не завершены и по сей день.
Остановить нарушителя могут, конечно, и дежурные истребители. Но и с ними не лучше. В целом граница России прикрыта истребительной авиацией только на 80 процентов. На Севере, к примеру, практически нет вообще никакой ПВО. Состав дежурных сил по всей стране сокращен до минимума. В прошлом году Генштаб приказал иметь в составе ВВС хотя бы четыре полка постоянной готовности. И это решение осталось на бумаге. В воздух способна подняться едва половина боевых машин. А по всем военным канонам любая воинская часть считается небоеспособной, если имеет в строю менее 70 процентов оружия и техники. При этом только в прошлом году исправность авиационной техники снизилась еще на 12 процентов.
Словом, будем откровенны, наше небо сегодня - не на замке.