07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТАНКЕРЫ ПОДЛЕДНОГО ПЛАВАНИЯ

Ищенко Сергей
Опубликовано 01:01 22 Мая 2003г.
Настоящий переполох в Норвегии вызвала озвученная в Осло неназванным представителем российского правительства идея переоборудовать в нефтяные танкеры списанные из боевого состава Северного флота самые крупные в мире атомные подводные ракетоносцы типа "Тайфун".

По мнению скандинавских экологов, в случае подледной аварии такого танкера в Арктике ликвидировать последствия будет весьма сложно из-за возможного радиоактивного заражения океана.
Хотя, надо признать, на первый взгляд мысль об организации транспортировки грузов под ледовым панцирем вышедшими в отставку атомоходами стратегического назначения кажется весьма перспективной. Чем проламывать в многометровой толще дорогу надводным судам целым флотом дорогостоящих ледоколов, проще использовать главное достоинство субмарин: нырнул у родного причала, вынырнул в полынье, допустим, у буровой. Или в надолго замерзающей Дудинке, через которую в прочие месяцы только и может вывозить свою продукцию на многие миллиарды долларов ГМК "Норильский никель". Что нефти, что цветных металлов в наш "Тайфун" после оборудования может войти много: длина гигантской субмарины - 172,3 метра, ширина - 23,3 метра, осадка - 11,5 метра, рабочая глубина погружения - 380 метров.
Горячий сторонник этой идеи - архангельский губернатор Анатолий Ефремов уже посчитал, что в варианте подводного нефтяного танкера бывший "Тайфун" окажется способен перевозить за один рейс подо льдом до 10 тысяч тонн нефти. Всерьез относятся к подобной перспективе и в Норильске. По заказу заполярных металлургов были даже проведены макетные испытания атомного подводного транспорта. Правда, при этом грузоподъемность устанавливалась небольшая - 12 тонн. Однако если возить редкоземельные металлы, которые добывает Норильский комбинат, выгода, не исключено, была бы значительной.
Мало того. В 1998 году атомная подводная лодка Северного флота уже совершила экспериментальный поход на полуостров Ямал с грузом для газовиков Карской геолого-разведочной партии, располагавшейся в поселке Харасавей. Свою лепту попыталась внести и московская компания "Судоэкспорт". Ее специалисты разработали собственный вариант конверсии ракетоносцев в танкер емкостью 830 тонн с командой 35 человек. А еще там предложили возить на обезоруженных подлодках контейнеры из Северной Европы в Азию.
Словом, идея могла бы придать больше жизни Северному морскому пути и вроде бы выглядит здравой. Но не поддерживают ее ни военные моряки, ни судостроители. Они давно посчитали, что переоборудование "Тайфуна" в танкер или сухогруз обойдется в такую копеечку, что вся затея окажется нерентабельной. Так, по мнению экспертов, только стоимость работ по вырезу ракетных шахт из субмарины и замене их емкостями для нефти будет сопоставима со строительством нового судна.
Так, может быть, по этому пути и стоит идти? Тем более что нечто подобное мы уже пытались строить. Еще в августе 1967 года в ЦКБ "Волна" начались работы по созданию "большой транспортно-десантной подлодки - минного заградителя" проекта 717. В двух боковых отсеках той тоже весьма немаленькой атомной субмарины длиной 190 и шириной 23 метра решено было расположить даже гусеничную и колесную бронетехнику, которой на берег предстояло выбираться через две носовые аппарели. Документация была готова, ее даже передали на Северное машиностроительное предприятие. Однако постройку подводного транспорта начать не удалось: шла "холодная война" и все верфи в Северодвинске были заняты строительством новых многоцелевых и стратегических атомных подлодок.
Так не достать ли с пыльных архивных полок чертежи проекта 717?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников