ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Андрей ЗОЛОТОВ, заслуженный деятель искусств, профессор:
- На минувшей неделе красочным

Андрей ЗОЛОТОВ, заслуженный деятель искусств, профессор:
- На минувшей неделе красочным вечерним фейерверком и специально подготовленным представлением в Москве открылся очередной Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова. Канал ТВЦ показал нам эту церемонию в передаче, которую я бы назвал не телетрансляцией, а телеверсией - настолько все было продуманно и прочувствованно. Ощущение театрального праздника, предваряющего нечто важное на московских сценах, передалось и телезрителям. Возникла ситуация естественного соучастия в событии без какой бы то ни было дистанцированности, что нередко случается при важных трансляциях.
Хочу также воздать должное каналу "Евроньюс" в его русской версии. О фактах и событиях европейской жизни, включая российскую жизнь, сообщается просто и чаще всего со знанием дела, без словесной неряшливости. Ход времени в каждодневных фактах ощущается как наша собственная жизнь в историческом измерении.
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Недавно был далеко, за границей, на другом континенте, и как-то вечером нажал телекнопку. Конечно, американский боевик: заокеанский агитпроп вездесущ, от него, кажется, никуда не деться, хоть беги в Северную Корею. Так вот, смотрю боевик: как бравого янки преследуют звероподобные сербы. Правда, на своей, сербской земле, где он оказался, очевидно, ради победы там демократии. И кто же играет главного злодея, безуспешно пытающегося уничтожить ловкого американца, пока тот, окончательно осерчав, не втыкает незадачливому злодею в грудь петарду? Наш актер В. Машков. Все понимаю: Голливуд, деньги, мировая известность. И все-таки, честное слово, стало совестно за талантливого артиста.
Зато я искренне порадовался за него же в роли Рогожина в идущем на РТР сериале по роману Ф. Достоевского "Идиот". Показ сериала еще не кончен, но уже можно сказать, что телеэкранизация удалась. Вот каким могло быть отечественное ТВ, не окажись оно в свое время в руках у корыстолюбцев и демагогов!
А вот бесцеремонно прерывающая телероман реклама выглядит особенно вопиюще. Невольно приходит на ум: как же низко пало со времен Достоевского человечество, с каких духовных высот скатилось оно к непотребству алчного потребительства. Но думается, что реклама, монтируемая в раскаленное художественное повествование, оказывает рекламируемым товарам дурную услугу: кому захочется покупать то, что назойливо мешает вживанию в мир великого Достоевского?..
Людмила САРАСКИНА, историк литературы:
- Боюсь сглазить, но, кажется, лед тронулся. Судя по результатам минувшей недели, экранизации русских романов перестают быть злостными врагами самих романов. Кинорежиссеры и продюсеры приняли радикальное решение - довериться родной классике. Помимо длящейся киноистории о князе Мышкине, собравшей у государственного канала всю страну, телеэкран угостил еще одной премьерой - завораживающей версией булгаковского "Театрального романа" на канале "Культура". Интрига, без которой не бывает театра, в этом случае переплелась с интригой спектакля: до финальных титров невозможно было угадать, кто же скрывается за ролью легендарного, непостижимого, бесконечно талантливого Станиславского.
И вот волнующая разгадка, которая все время была перед глазами, остроумная, изящная мистификация - виртуозный Максим Суханов "легально" играл Бомбардова и потому оставался вне всяческих подозрений. Искусной интриге были подчинены даже телеанонсы - на лобовой вопрос журналиста, кто играет Ивана Васильевича, Суханов-Бомбардов загадочно, но совершенно честно отвечал, что эти две роли никак не пересекаются.
Среди самых впечатляющих эпизодов фильма - сцена визита Максудова к основоположнику, нельзя не отметить актерские шедевры В. Сухорукова, Э. Виторгана, О. Мысиной. Жизнь и чудо театра были сыграны так любовно, с таким блеском и юмором, каковые и обнаруживаются только в одном месте - самом "Театральном романе", прочитанном с тонким профессиональным пониманием и чуткой благодарностью.
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- С удовлетворением отмечаю появление на ТВ фильмов, снятых по прекрасной отечественной прозе. Жаль только, что экранизация "Идиота" несправедливо затмила экранизацию "Театрального романа". Проза Булгакова ставит большие сложности при перенесении на экран, ведь роман рассказывал в завуалированной форме о нравах старого МХАТа. Скажем, М. Суханов, остро играющий Ивана Васильевича, списан со Станиславского. Большая сцена с пришедшим к нему читать пьесу Максудовым (питерский актер И. Ларин превосходен в этой роли) тонко воплощает страницы романа. А в маленькой роли "тетушки" мало кто, вероятно, узнает бесподобную З. Шарко. Самая большая удача фильма - именно актеры, которые органично действуют в фантасмагоричной атмосфере описанного в книге "Независимого театра". Вот только странно видеть в роли театроведа нашего министра культуры М. Швыдкого. Зачем это ему?