БУДЬТЕ "ВЗАИМНО ПРАВИЛЬНЫМИ"

У нас очень слабая подготовка и водителей, и сотрудников ГАИ в части оказания первой неотложной помощи. Ведь люди, попавшие в ДТП, погибают иногда там, где не должны погибать, потому что им, допустим, вовремя не дали кислород, не сумели сделать искусственное дыхание, вентиляцию легких...

- Леонид Михайлович, Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект об усилении ответственности за нарушение правил дорожного движения. Готовятся соответствующие поправки в 12-ю главу Кодекса об административных нарушениях. Состоялись и парламентские слушания на эту тему. Обостренное внимание депутатов к столь болезненной теме понятно: в 2006 году на дорогах России погибли около 34 тысяч человек, произошло 230 тысяч ДТП, причем 80 процентов этих дорожно-транспортных происшествий произошло именно в связи с нарушениями дорожных правил. Между тем отношение общества к обсуждаемой теме неоднозначно. Нам было бы важно узнать ваше мнение - мнение практикующего врача, известного педиатра и травматолога.
- Причины обращения Думы к теме дорожного травматизма, действительно, лежат на поверхности: показатели смертности на дорогах у нас более чем вдвое превышают аналогичные показатели на Западе. Значит, что-то не так в нашем королевстве... Замечу, что в структуре смертности травма вообще находится на одном из самых высоких мест, а среди травм дорожно-транспортные наиболее часто являются причиной гибели людей.
У нас очень слабая подготовка и водителей, и сотрудников ГАИ в части оказания первой неотложной помощи. Ведь люди, попавшие в ДТП, погибают иногда там, где не должны погибать, потому что им, допустим, вовремя не дали кислород, не сумели сделать искусственное дыхание, вентиляцию легких...
По моему убеждению, уровень подготовки водителей, которые первыми оказываются рядом с пострадавшим, должен быть очень высок. И в школах надо преподавать не только правила уличного движения, не только проводить формальные уроки по оказанию первой помощи. Должны быть организованы серьезные центры по практическому обучению - на муляжах! - тому, как и что надо делать в экстренных случаях.
Я понимаю, что есть люди, которые просто покупают водительские права. Предполагаю, что некоторые будут покупать и справки о том, что прошли такое специальное обучение... Но, как бы то ни было, оставлять все в таком виде, как сейчас, невозможно.
Следующим после водителя рядом с пострадавшим оказывается представитель милиции. За рубежом, если полицейский не оказывает медицинскую помощь пострадавшим на дороге, он может попасть под суд. У нас же, напротив, если милиционер притронется к пострадавшему, то может попасть в тюрьму: его права и обязанности законодательно не регламентированы и не защищены. Между тем милиционер должен уметь сделать массу вещей - пусть не на уровне медика, но хотя бы половину того, - чтобы спасти жизнь человеку.
Я говорю о вещах, которые имеют прямое отношение к снижению смертности. Скажем, то, что сейчас по национальному проекту увеличилось число "скорых", - очень хорошо, но в целом по стране у нас не хватает 40 процентов машин "скорой помощи", это колоссальная цифра! К тому же должно быть увеличено число не просто "скорых", а "скорых" реанимационных, которые оборудованы всем необходимым.
Конечно, серьезнейший вопрос - вопрос обучения и профилактики в школах, везде. У нас это делается зачастую формально. Сколько раз я видел, как перед автобусом выскакивают родители с детьми, тем самым подавая дурной пример... Решение о том, что дети до 12 лет должны сидеть на заднем сиденье и быть зафиксированы, должно исполняться безоговорочно, особенно на трассах. Но вот пример: совсем недавно к нам в клинику привезли ребенка, который - и это после громкой кампании в прессе! - сидел на переднем сиденье у мамы на руках. Удар - и он оказался в переднем стекле быстрее, чем мама. И погиб.
Необходимо ли усиливать наказание за превышение скорости? Да, абсолютно необходимо. Я недавно был в Германии, в Англии, меня в определенной степени поразило, что я там видел очень мало дорожных полицейских. Стоят радары, которые фиксируют скорость, а после присылают домой фотографии с номером машины, и квитанцию с немалым штрафом. Поэтому люди боятся нарушать правила, боятся, если полицейский увидит, что водитель или пассажиры не пристегнуты, боятся штрафов, поскольку 100 или 200 евро за эти "мелочи" начисляются незамедлительно. Так что рубль (или в их случае евро) играет колоссальное значение.
Думаю, нам тоже надо переходить к автоматической регистрации скорости и номера, хоть это и будет стоить определенных денег для государства. И абсолютно никаких покушений на конституционные права граждан я здесь не нахожу.
Впрочем, есть еще тема взяток. Вот, говорят, мы увеличим штраф, и милиция, ГАИ будут класть деньги себе в карман... Они, мол, такие плохие, живут на эти взятки. А у меня на это ответ простой: давайте сделаем их бедными! Давайте не нарушать правила, соблюдать скоростной режим, пристегиваться, не ездить пьяными, тогда не нужно будет платить.
Мы, водители, сами создаем прецеденты для того, чтобы сотрудники ГАИ нас штрафовали - в свой ли карман или в доход государства. Ах, они плохие, когда берут деньги? А мы что, хорошие, когда нарушаем правила? Мы хорошие, когда ездим пьяными? Странная логика: мы смотрим в их карман. А посмотрите, скольких человек может убить и покалечить недисциплинированный или пьяный водитель! Почему же мы не оцениваем ситуацию с этой стороны?
Думаю, надо без стеснения повышать штрафы, чтобы человек, сидя за рулем, понимал, что может лишиться многого, если будет нарушать закон, в том числе и утвержденные правила дорожного движения. И помнил о своей ответственности.
Вот такое у меня суждение. Будьте "взаимно правильными" - и все будет нормально. А сотрудникам ГАИ надо еще сказать спасибо, что они не дают разгуляться на дорогах тем, кто может разгуляться и причинить большое зло.