ОН БЫЛ ИМ ОТЦОМ И ДЕДУШКОЙ

В течение одного месяца Австрия изменилась. Сегодня жители страны с подозрением смотрят на соседей и их детей, следят друг за другом и судачат, действительно ли родители отправили ребенка за границу учиться. Причиной всеобщей подозрительности стали события, произошедшие в городе Амштеттен. 24 года назад Йозеф Фритцль запер собственную дочь в подвале, сообщив в полицию, что она сбежала. За это время девушка родила от собственного отца семерых детей.

Электрик Йозеф Фритцль, живущий в небольшом городке Амштеттен, слыл примерным семьянином, отличным работником, верным супругом, любящим отцом (у него было семь своих детей и трое усыновленных). Соседи, правда, недолюбливали Фритцля - говорили, что слишком высокомерен. Но после постигшей семью беды в 1984 году весь город стал относиться к нему с сочувствием. Именно тогда без вести пропала его старшая дочь Элизабет. Говорили, что она ушла в какую-то религиозную секту. Но правды никто не знал. Кроме самого Йозефа.
Элизабет была старшей из семи детей. Едва ей исполнилось десять лет, как отец стал приходить к ней в комнату по ночам. Ежедневно в течение восьми лет он насиловал дочь, пока жена и остальные дети спали. Фритцль предупредил: если девочка скажет хоть слово, он убьет и Лизи, и ее мать. Единственным желанием Элизабет все эти годы было поскорее вырасти и покинуть родительский дом. Она ждала, когда ей исполнится 18 лет...
В свой 18-й день рождения Элизабет исчезла. И c того дня ее никто не видел. На следующий день отец пошел в полицию и заявил об исчезновении дочки. На самом деле Фритцль хорошо знал, где она. Он сам накачал Лизи наркотиками, надел наручники и затащил в подвал, где находились маленькая комнатушка и ванная. В темницу вела единственная дверь без замка - она закрывалась и открывалась с помощью пульта дистанционного управления. Родных и соседей Фритцль заверил: непослушная девчонка сбежала из дома в некую секту, о которой столько говорила в последнее время. Много лет Элизабет числилась в розыске. Ее данные были переданы в Интерпол.
Через некоторое время Элизабет забеременела. Рожать пришлось самой - без акушерок и врачей. Появившаяся на свет девочка была очень плаксивой. Фритцль опасался, что детский плач услышат домашние, и решил "подкинуть" корзинку с грудным ребенком на крыльцо своего дома. Там же он "нашел" записку от пропавшей Элизабет с просьбой позаботиться о малыше. За несколько лет отец обнаружил еще двух таких "подкидышей". Розмари и Йозеф усыновили первого ребенка, а над еще двумя взяли опекунство.
Вскоре от своего отца Элизабет родила еще четверых детей. Один из них умер, не прожив и месяца. Йозеф сам сжег тело грудничка.
Жить вчетвером в маленькой комнате было невыносимо, в бункере был вечный полумрак, в помещении горела одна-единственная лампочка. Отец сжалился и принес в камеру телевизор и радиоприемник - чтобы было веселее. "Когда я спускался в подвал, я приносил Лизи цветы, детям - книги и игрушки. Я смотрел с ними фильмы. Они особенно любили приключения. В это время Элизабет готовила, а потом мы все вместе садились за стол", - рассказывает о своей "заботливости" Йозеф. О том, чем занимался в промежутках между трапезами и просмотром фильмов, он и сейчас предпочитает не распространяться.
Все кончилось в апреле. Первой на волю удалось выбраться старшей дочери Элизабет - 19-летней Керстин. Все эти 19 лет она сидела в подвале и не знала ни о чем, кроме своей тюрьмы. Она дошла до первого этажа дома, но от недоедания упала в обморок прямо в гостиной. Супруга извращенца Розмари, обнаружив Керстин, вызвала "скорую". Девушка ошеломила медиков своим рассказом: в дом нагрянула полиция. Элизабет, которую обнаружили запертой в подвале, согласилась давать показания, только получив заверения следователей, что она никогда больше не встретится с собственным отцом.
Следователи, которым немало довелось повидать, до сих пор недоумевают: как женщина жила в таком маленьком, темном помещении без окон столько лет. Для сбора улик полицейские спускались в подвал максимум на час - находиться в такой духоте дольше было просто невозможно.
Соседи говорят, что поведение Фритцля порой действительно казалось необычным. Они иногда видели хозяина дома в саду с пакетами продуктов, частенько его собака лаяла у входа в подвал. Тем не менее соседи предпочитали не вмешиваться. Альфред Дубановский, снимавший одно время комнату на первом этаже в доме Йозефа и Розмари, рассказал: он иногда слышал "странные звуки, доносившиеся снизу". На его вопросы хозяин отвечал, что шум издает газовый бойлер.
По словам следователя, полковника Франца Полцера, Йозеф был настоящим тираном: "Он не позволял никому в семье спрашивать, где он был, что делал".
После ареста Фритцль признался во всем: и в инцесте, и в отцовстве семерых детей, и в сожжении трупа одного из них. Надругательства над дочерью он объясняет "зависимостью, с которой не мог справиться". По его словам, дочь пришлось запереть в подвале, чтобы "защитить ее от внешнего мира". "Я знаю, Элизабет не хотела, чтобы я делал с ней то, что делал, - признается маньяк. - Я знал, что ей больно. Но я ничего не мог поделать с собой. Со временем жить двойной жизнью для меня стало в порядке вещей". Фритцль "думал о будущем своей второй семьи": он установил в дверях подвала таймер. "Если бы я умер и в бункер в течение долгого времени никто не спускался, двери бы открылись, Элизабет и дети вышли бы на свободу", - уверяет он.
Сотрудники тюрьмы, где содержится Йозеф, заявляют: обвиняемый ведет себя спокойно, нормально уживается с сокамерником, но от прогулок почему-то отказывается. Клиника, в которой сейчас находятся Лизи и ее шесть детей, охраняется спецназом. Любые попытки журналистов проникнуть в здание больницы пресекаются на корню. Как утверждают врачи, бывшие узники учатся жить заново. Они привыкают к дневному свету, хотя до сих пор не снимают темные очки. Оздоровительная диета и свежий воздух пошли пациентам на пользу, истощенный организм постепенно восстанавливается.
Но жизнь старшей дочери Керстин висит на волоске - у девушки отказали почки, она находится в коме. Следователи полагают, что "любвеобильный" отец-дедушка не мог оставить и ее без "внимания".
Адвокат Рудольф Майер пытается доказать, что его подзащитный невменяем. "Я защищаю не монстра, а человека, даже если некоторым это сложно себе представить", - говорит Майер. Представить, что Йозеф Фритцль не монстр, похоже, под силу только его адвокату. Господин Фритцль получает сейчас сотни писем с угрозами, авторы которых советуют отправить в тюрьму и самого Рудольфа Майера. Фритцлю грозят лишь 15 лет заключения - это максимальный срок, к которому он может быть приговорен за изнасилование. Однако не исключено, что ради "дела маньяка из Амштеттена" закон пересмотрят - об этом заявил канцлер Австрии Альфред Гусенбауэр.