АНДРЕЙ МАКСИМОВ: "ЛЮБОВЬ ДЛЯ МУЖЧИНЫ - ЭТО БОНУС"

Миллионам россиян Андрей Максимов знаком прежде всего как телеведущий, причем ведет он программы на трех разных каналах: "Ночной полет" на "Культуре", "Дежурный по стране" на канале "Россия", "Личные вещи" на 5-м канале. Однако Максимов еще и писатель-романист, драматург, режиссер, колумнист. Недавно он закончил работу над пьесой "Танцы в холодную погоду" - о реалити-шоу и нравах, царящих за кулисами ТВ.

- Если коротко, ваша пьеса - это комедия, драма? А может, трагедия?
- С одной стороны, пьеса остросюжетная и развлекательная, с другой, очень жесткая, при внешней комедийности. Я активно предлагаю ее разным театрам и режиссерам, но такое ощущение, что они побаиваются ставить мои "Танцы".
- Не так давно вышел и ваш новый роман-приключение "Прошлое будет завтра", продолжающий серию романов о комиссаре Гарде...
- Этого героя я придумал еще в советские времена, когда у всех на устах были имена комиссара Мегрэ, комиссара Катаньи... Мне очень хотелось, чтобы мой комиссар Гард был персонажем вне стран и времен. Чтобы он не был лейтенантом милиции Ивановым. У моего Гарда почти нет биографии, он просто некая функция. В романе "Сны Лилит" он отправляется в средние века, в "Плаче ведьмы" - в Древнюю Русь. В новом романе-приключении "Прошлое будет завтра" мой комиссар пересекается с гениями на все времена. Этот роман состоит из двенадцати новелл, действующими лицами которых стали Моцарт и Сальери, Пушкин, Лермонтов и другие гениальные люди.
- Нет ли налета конъюнктурности в вашем желании обратиться к знаменитостям?
- Если конъюнктурность - желание, чтобы твою книжку купили, чтобы она понравилась, то у меня такое желание есть. Я хочу, чтобы мои книжки читали как можно больше людей, я не пишу для избранных, считаю, что книга не должна быть скучной. Ведь книжки подавляющего большинства писателей, что получают литературные премии, читать нельзя. Мне в свое время Марк Анатольевич Захаров, который меня отчасти учил профессии режиссера, сказал: "Решаем с тобой: спектакль должен быть интересным! Если он интересный, говорим дальше. Если неинтересный, перестаем разговаривать".
- Интересно, герои, приходящие на передачу "Ночной полет", знакомы с вашим литературным творчеством?
- Я принципиально не обсуждаю свое творчество в эфире. Бывает, дарю на память свои книги, когда у героев, приходящих ко мне в студию, юбилей или день рождения. Если вдруг возникают разговоры о моих спектаклях или книжках во время "Ночного полета", сразу их пресекаю. Хотя я видел немало телеведущих, которые глазом не моргнув посвящают свои передачи своему же творчеству, но этот вариант не для меня. Я не приглашаю на передачу и артистов, которые в данный момент играют в моих спектаклях.
- Но я помню, что гостем "Ночного полета" был Николай Расторгуев, сыгравший драматическую роль в одном из спектаклей Максимова...
- С Расторгуевым я познакомился в "Ночном полете", он мне очень понравился, и только после этого мы начали делать спектакль.
- В романе "Прошлое будет завтра" вы пишете о гениях на все времена. А среди гостей вашей передачи были гениальные люди?
- Плисецкая, Спиваков, Башмет, Искандер... Но я ко всем гостям отношусь одинаково. Нельзя сказать, что, когда приходит гений, я к нему отношусь как к гению, когда талант - чуть хуже, а когда молодой артист - равнодушно. Такая уж у меня патология: мне ужасно интересно общаться с людьми! Сам процесс общения интересен.
- Скажите, а есть гении на ТВ, в современной журналистике?
- На мой взгляд, журналистика - это ремесло, поэтому гениев здесь не может быть по определению. Есть очень хорошие журналисты, есть выдающиеся, к которым отношусь с огромным почтением, но никуда не уйти от того, что это ремесленная работа.
- Вы готовите вопросы своим героям, обсуждаете тему и сюжет передачи до эфира?
- И "Ночной полет", и "Дежурный по стране", и "Личные вещи" - это экспромт. Я вообще предпочитаю жить в ситуации, когда меня что-то припирает к стенке. И тогда я работаю на всю катушку. Как говорил мой бывший продюсер: "Максимов работает от сети, как лампочка!"
- Ощущаете ли вы на себе некое цензурное давление?
- Программа "Ночной полет", чуть ли не единственная на центральных каналах, выходит в прямом эфире, "Дежурный по стране" - в записи. Но я никогда не согласовывал ни со Жванецким, ни с другими героями ни одного вопроса. Наверное, цензура есть. Раз об этом говорят, наверное, она есть. Но я лично на своих передачах ее не ощущал. Может быть, это связано с тем, что я делаю передачи не политические. Хотя "Дежурный по стране" - политическая передача. Но она не режется... Мы даже специально приглашали на программу критиков, которые писали, что программа режется. Режутся рассказы Жванецкого, потому что Михал Михалыч - человек очень увлеченный, как начнет читать, так не может остановиться.
Недавно мы записали передачу с вопросом: "Хорошо ли, когда человек руководит партией, в нее не вступая?" И Жванецкий отвечает... Я знаю, что в нашей стране хорошо бы сказать, что ты задавлен, раздавлен, уничтожен, что вернулась советская власть и цензура властвует. Но я такого не ощущаю.
- Андрей, вы - драматург, режиссер, писатель, телеведущий. Какую из этих профессий хотели бы передать двум своим сыновьям?
- Старший сын живет в Брюсселе, хочет заниматься охраной окружающей среды. Удивляется, когда я говорю, что не понимаю такой проблемы. Он же ее считает самой главной. Младшему девять лет, хочет стать артистом. Все мои попытки отговорить его от этой затеи пока не приносят результата. Спектакли и репетиции, в частности папины, - это единственное место, где он сидит тихо и спокойно. Но вообще-то для мужчины главное, чтобы был здоров, чтобы верил в Бога и чтобы нашел дело, которое ему очень нравится. Если еще и любовь встретил - чудесно, но любовь для мужчины - это бонус.
- Правда, что вы работаете еще и над поэтической антологией?
- Это достаточно мистическая история. На мой сайт в интернете написала совершенно незнакомая женщина: не хочу ли я напечатать стихи моего отца Марка Максимова? Я ответил, что надеюсь когда-нибудь издать книгу "Марк Максимов и его друзья", где будут стихи отца и его друзей-современников. Она спросила: "Что же вам мешает?" Я сказал: "У меня нет денег". И услышал: "Я вам дам". Когда мы встретились, все сложилось на редкость удачно, и вскоре я приступил к работе над поэтической антологией "Любовь ушедшего века", которая имеет подзаголовок "Марк Максимов и его друзья". Она составлена из стихотворений людей, с которыми был знаком мой отец, да и я сам: Тарковский, Левитанский, Самойлов, многие другие.
- Как вы относитесь к критике?
- Раньше относился ужасно, потому что в силу разных причин театральные критики объявили мне серьезную войну. Сейчас не обращаю внимания. Есть люди, которые ко мне очень хорошо относятся, но при этом иногда ругают. Вот им я верю. А есть те, что умирают от зависти, не понимая, каким образом я делаю такое количество дел, почему меня ниоткуда не гонят. И они начинают меня специально ругать, провоцировать. Пишут: "Надо же, такой талантливый артист Х играет у такого бездарного режиссера, как Максимов!" Или наоборот: "Такой талантливый режиссер, как Максимов, взял такого бездарного актера, как ХХ". У меня был спектакль "Пастух" в Театре на Покровке, где Сергей Арцыбашев играл Ленина. Так критики набросились на Арцыбашева, что он, мол, играет плохо. После этого в театр стало не попасть, потому что людям было ужасно интересно посмотреть, как можно Ленина играть плохо. За такие ситуации я критикам благодарен.
- Андрей, а действительно, как вы все успеваете? Сколько часов в день спите?
- У меня очень много свободного времени, я открыт для любых проектов. А ощущение, что Максимов безумно занят, рождается от того, что я каждый день в телевизоре. Но съемка же отнимает три часа в день... Я много сплю. Ложусь в 2-3 ночи и встаю в 11-12 дня.
- Есть у вас ощущение уверенности в завтрашнем дне?
- Нет. Потому что за будущее отвечает Господь, и никогда не знаешь, что будет завтра. Во-вторых, у человека, который работает на ТВ, не может быть уверенности в завтрашнем дне, потому что в любой момент вашу передачу могут закрыть. Такую уверенность во многом дают материальные запасы. У меня же их нет. Если меня уволят с ТВ, не знаю, что буду делать. Потому что книги доход не приносят вообще, спектакли - мизерный.
НАШЕ ДОСЬЕ
Андрей Маркович Максимов родился 25 апреля 1959 года в Москве. Отец, Марк Давыдович Максимов, - член Союза писателей СССР. Андрей окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Работал в газетах "Комсомольская правда", "Россия", "Собеседник". С 1997-го работает на ТВ. Был также автором и ведущим программы "Диалоги о любви" на радиостанции "Эхо Москвы". 27 мая 1999 года стал лауреатом телевизионной премии "ТЭФИ" в номинации "Ведущий информационной программы". Член Союза писателей РФ. Пишет книги и пьесы, работает как режиссер драматических спектаклей. Женат, имеет двоих сыновей.