08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Юдина Светлана
Опубликовано 01:01 22 Мая 2008г.
Нужно ли заниматься летом? Ответ на этот вопрос всегда индивидуален. Понаблюдайте за ребенком, постарайтесь его понять. В любом случае стоит развивать интерес, самостоятельность и ответственность, а в результате - и к следующему учебному году подготовиться, и каникулы не испортить.

"Для чего я летом это читал, если сейчас я ничего не помню?!" - возмущался 13-летний мальчишка в начале учебного года. И действительно, если прочитать 20 книг без интереса, а потому, что это задание такое, толку будет мало.
Кому-то в каникулы лучше просто отдохнуть, а кому-то желательно подтянуться и непонятный материал разобрать, чтобы повысить самооценку. Ведь отстающим быть так неприятно! Можно поработать и с тем, кто по каким-то причинам много пропустил. Конечно, и сами занятия, и форма их проведения зависят от особенностей и желаний вашего сына или дочки.
Представьте, как тяжело работать в отпуске. А детям тем более сложно, ведь им не ясно, зачем все это нужно. Они живут понятиями "хочу" и "могу". "Именно с этих понятий и стоит начинать занятия с ребенком, - советует Людмила Аншакова, психолог МА "Здоровое поколение". - Жесткое "надо" вызывает внутренний конфликт. Эта категория формируется постепенно, вместе с "могу" - посмотри, как хорошо у тебя получается, а ведь ты можешь писать еще лучше, главное - захотеть этому научиться".
Чередуйте труд и отдых. Не забывайте, что у ребенка каникулы. Чтобы это подчеркнуть, можно воспользоваться принципом "наоборот" - в школе неделю учились, 2 дня отдыхали, а сейчас - неделю отдыхаем, 2 дня работаем. Или договориться о занятиях 2 раза в неделю, или по 30 минут в день.
Но самое главное - не делайте из ребенка отличника, ведь он - неповторимая личность со своими особенностями и интересами, и ему совсем не обязательно все предметы любить одинаково.
Почему учиться не хотим?
Если детям и в школе заниматься не хочется, то уж во время каникул - тем более. Родителям прежде всего стоит разобраться, почему это происходит.
Об основных причинах, из-за которых теряется интерес к учебе, рассказывает Людмила Аншакова: "Наиболее частый вариант, когда желание заниматься у человека есть, а навыков учебной деятельности нет. Его нужно обучить. Разбирайте задания вместе. Первоклассникам полезно совместное творчество с родителями - каждый пишет в своей тетради. А потом смотрим, у кого как получилось. Для таких ребят, отстающих в обучении, летние занятия не помешают. Только время ограничено. Для младших школьников - не больше часа. А тем, кто окончил 5-8-й классы, можно поработать 1,5-2 часа в день.
Другая причина - навыки есть, а желания учиться нет. Нужно развивать интерес. Летом это делать вполне уместно. Главное - на ребенка не давить. Можно заинтересовать его поощрениями: подтянешь математику - я куплю то, что ты хотел. Только не делайте этого постоянно.
Наиболее сложная ситуация, когда учиться и не умеют, и не хотят. Нужно и навыки развивать, и интерес. Обсудите также возможность обращения к психологу". Только не обвиняйте и не упрекайте ребенка или подростка. Объясните: если самому подтянуться не получается, нужно принять помощь профессионала.
ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ
Чтобы у ребенка возникло желание почитать, выбирайте те произведения, которые его заинтересуют. Все равно не получается? Тогда предложите читать по очереди: ты - первую главу, я - вторую. А на самом интересном месте мама или папа может и устать, и о неотложных делах вспомнить.... "При чтении вслух, - рассказывает Людмила Аншакова, - работает и зрительная память, и речь, и слуховой аппарат. В результате информация запоминается лучше. А если ребенок становится невнимательным, можно сказать, что вы его прослушали".
Для более взрослых ребят нужен мягкий контроль и заинтересованность. Книга второй день открыта на той же странице? "Уличать человека не стоит, - советует Людмила Аншакова. - Лучше сказать: я в твоей книге прочла о том-то. Расскажешь потом, что дальше было? Не все, только чем закончилось".
Со школьной программой сложно? Используйте позицию "вместе": вдвоем-то осилим - я читаю, а ты план коротко составь, чтобы нам сюжет и основные идеи не забыть. А в результате и сочинение писать будет проще.
Интерес - основа любых занятий, особенно в каникулы. Существует много мостиков, чтобы перейти к предметному обучению. Совместные прогулки и поездки подскажут, как много еще стоит узнать. А необычные и смешные задачи по математике помогут вспомнить забытые формулы.
"Детей можно заинтересовать, рассказав о своих мыслях относительно той или иной книги. Конечно, если родитель сам ее не читал, то и ребенка убедить сложно, - считает Юлия Ковальчук. - Это касается и других предметов - либо увлечь самому, либо пригласить человека, который сможет это сделать. А если выбранный вами преподаватель контакт с ребенком не наладит, ищите другого педагога. Лето - подходящий период для таких занятий. К новому учебному году у человека и уровень знаний повысится, и самооценка - он станет более компетентным. Детям важно чувствовать себя лидерами. Для этого в каникулы заниматься с преподавателем стоит, только не чаще двух раз в неделю".
УСЛОВИЯ ЗАНЯТИЙ
О расписании с ребятами нужно договариваться: месяц занимаемся, два отдыхаем или занимаемся 1-2 раза в неделю. Обсудите и время занятий. "Я уважаю твой выбор" - это основная фраза, - советует Людмила Аншакова, - но комментарии родителей в данном случае уместны.
Скажите вашим детям, что вы больше не будете ворчать и напоминать о задании.
Дайте понять, что всегда можете и хотите им помочь.
Обязательно проговорите, что на них возлагается ответственность информировать вас о том, что им нужно для работы, и о том, какие задания они уже сделали".
Когда контракт заключен, условия должны четко выполняться. Ребенок отлынивает? Мягко спросите, не помочь ли ему. Если вы понимаете, что он не занимался, нужно рассказать о своих подозрениях. Только не ругайте его и не кричите. Говорите о своих чувствах: жаль, что ты не выполняешь договор, как это меня огорчает! Чувства и эмоции для детей понятнее любых объяснений.
ЗАМЕТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Чем чаще родители делают за детей домашние задания, тем меньше дети считают эти задания своими. Трудиться нужно не вместо, а вместе.
"Чтобы сформировать чувство ответственности, отнеситесь к ребенку как к взрослому человеку, - советует Юлия Ковальчук. - Придумайте для него посильные обязанности по дому. А подростку можно и на временную работу устроиться (листовки раздавать, например). И не забывайте хвалить детей за проявленную самостоятельность и ответственность.
Заниматься дома, особенно с подростками, не всегда получается. Да это и не обязательно. Можно приобрести путевку в языковой или спортивный лагерь. Это хорошее сочетание дела и отдыха, возможность проявить себя".
И самое главное - любое общение с ребенком должно быть позитивным! Когда сделано очень мало, если ничего не получилось, все равно хвалите его за то, что он трудился. Только в этом случае и занятия принесут пользу, и после каникул останется мажорный настрой.
ЧТО ПОЧИТАТЬ ЛЕТОМ?
* Я.И.Перельман. Занимательная математика. - Издательство Русанова, 1994;
* Я.И.Перельман. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. - Издательство "АСТ", 2006;
* Я.И.Перельман. Занимательная физика. - Издательство "АСТ", 2006;
* М.В. Козулина. Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 классы. - Издательство "Лицей", 2004;
* Л.Г. Моршнева. Занимательные упражнения по русскому языку. Начальная школа. - Издательство "Лицей", 2004.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников