Про страны, города и достопримечательности

Накануне сезона отпусков обозреватель «Труда» поинтересовался: а что там у нас с телепроектами для путешественников?

Многие процессы на телевидении проходят незаметно для аудитории. Появляются новые программы, исчезают старые, но те, кто все еще остаются у «ящика», воспринимают метаморфозы безропотно. Между тем изменения в эфире объясняются не только идеологическими установками и даже не пресловутыми рейтингами, ТВ — это зеркало общества и его потребностей. Накануне сезона отпусков стало любопытно: а что там у нас с телепроектами для путешественников?

Еще лет пять-шесть назад на каждом крупном канале было по две-три программы про страны, города и достопримечательности. Стать ведущим подобной считалось верхом удачливости. Изо дня в день в кадре красовались длинноногие девицы, кокетливо болтая на фоне памятников и природы. Они так откровенно нравились себе в этих шикарных поездках, что явно были предтечей тотального увлечения селфи. Для разнообразия были на телеэкране и харизматичные мужчины, уводящие контент от гламура в сферу конкретных интересов. Теперь не то. У «федералов», да и то не у всех, осталось по одной программе для путешественников, причем идущих не в самое престижное время. Все же прочие ушли на платные тематические каналы. Туда же, где прописались детские передачи и большинство спортивных трансляций, по разным причинам не способные обеспечить высокую прибыль от рекламы.

В данном случае телевизионный процесс как раз и отражает то, что происходит на российском туристическом рынке. Давным-давно миновали времена «Клуба путешественников», когда наши невыездные граждане воспринимали каждый сюжет о загранице так, как сегодня воспринимают фоторепортажи американского марсохода: далеко, непонятно и недоступно. Прошли годы, когда все уже было можно, но интернета еще не было, и только телевидение могло сориентировать в бесконечном разнообразии заморских красот. Полюбуешься — и в турагентство, чтобы там подобрали то, что зацепило.

Со временем россияне, вошедшие во вкус познания мира, стали опережать предложения телевизионщиков. Теперь к нашим услугам столько всевозможной информации о загранице, что и освоить ее толком не успеваешь. В связи с этим и необходимость в соответствующих телевизионных форматах отпала. Что же в сухом остатке?

Ну, к примеру, «Непутевые заметки» на «Первом» — это некий рудимент. Или, если угодно, дань канала традициям. Такая же, как «Пока все дома» в своем сегменте. Красивые картинки, разные сентиментальные детальки, вроде кошечек, умывающихся на подоконниках, под интеллигентное мурлыкание Дмитрия Крылова — это привычная прелюдия к воскресному эфиру, но отнюдь не программа для целевой аудитории.

«Россия. Гений места», начавшая выходить на «России 1», — всего лишь слабая попытка повторить успех практически одноименной программы Петра Вайля. Есть еще «Их нравы» на НТВ, но и они кажутся малоактуальными.

Пожалуй, единственной программой данной тематики, способной принести какую-то информационную пользу, является «Орел или Решка», которую делают украинские коллеги. Она транслируется на нашей «Пятнице», канале, пусть и небольшом, но достаточно раскрученном среди молодежной аудитории.

В чем успех проекта, выдержавшего несколько сезонов? А в том, что он отвечает на главный вопрос большинства любителей странствий: сколько мне это будет стоить и на что я за эти деньги вправе рассчитывать?

Перед очередным вояжем пара ведущих программы (а их сменилось несколько) бросает монетку. Одному выпадает жребий провести два выходных дня в чужой стране на 100 долларов, другому — на неограниченную сумму, предоставляемую золотой банковской картой. Высаживают обоих в аэропорту, а дальше каждый действует в меру возможностей и воображения. Или ты едешь на шикарном лимузине в президентский номер дорогого отеля, или на автобусе добираешься до захолустного хостела. Устроившись, опять-таки в соответствии с возможностями, определяешь места, где будешь обедать, выбираешь достопримечательности, которые хочешь увидеть, прикидываешь набор сувениров, которые намерен приобрести.

И не факт, что обед в забегаловке, посещение недорогого музея и покупка на блошином рынке окажутся менее интересными, чем ужин с лобстером и коллекционным вином, прогулка на яхте с морской охотой и приобретение дорогого украшения в ювелирном магазине. Каждому, как говорится, свое. И уж зрителю, хорошо знакомому с содержимым своего кошелька, решать, что ему предпочтительнее.

Что очень важно, каждая трата ведущих — от съеденного на улице мороженого до шампанского и фруктов в номер — фиксируется на экране: на это ушло столько-то, на это столько-то. Очень полезная передача, словом. Особенно во времена кризиса.

Да и вообще следует обратить внимание на то, что все более популярными на ТВ становятся программы, дающие реальные советы, а не абстрактные уроки, преподносимые самовлюбленными ведущими, или просто красивые картинки. В этом заключается, к примеру, успех мирового реалити-шоу «Взвешенные люди» для желающих похудеть, которое идет сейчас на СТС.