Активных граждан больше миллиона

Москвичей волнует, в каком городе они будут жить

Завтра в столице состоится необычная для Москвы акция — «День активного гражданина». Приятным сюрпризом станет бесплатный прокат спортинвентаря, организованный в рамках праздничной акции. Чтобы получить велосипед, роликовые коньки, ракетки и многое другое, достаточно показать установленное приложение «Активный гражданин» в своем мобильном устройстве.

Ресурс «Активный гражданин» работает всего год, но уже стал самой масштабной площадкой электронных референдумов.

Жители столицы голосовали по вопросам озеленения, продажи алкоэнергетиков, времени школьных каникул, работы госучреждений и множеству других. Более миллиона горожан не остались равнодушными и приняли участие в проекте. «Всего за год проведено 580 голосований, собрано более 25 млн мнений за и против тех или иных вариантов решения городских проблем... Это голосования как общегородские, так и окружные, районные и даже дворовые. Принято свыше 250 управленческих решений. Проект реально помогает управлять городом, позволяет на практике повышать управленческую эффективность. Мы теперь имеем возможность более детально изучать мнения москвичей и принимать более взвешенные и правильные управленческие решения», — сообщила руководитель аппарата мэра и правительства Москвы Анастасия Ракова. Проект органично вписался в систему городского управления и позволил горожанам влиять на решения властей всех уровней — от мэра и руководителей департаментов до депутатов Мосгордумы и глав управ.

За год приложение «Активный гражданин» скачали на свои смартфоны более миллиона горожан. «Это практически 12% всех избирателей Москвы. По масштабам даже близко нет ни одного похожего проекта в мире», — отметила Анастасия Ракова.

В каждом опросе, который проходит в рамках проекта «Активный гражданин», свое мнение выражают около 250-300 тысяч жителей столицы. «В настоящий момент в каждом общегородском голосовании участвуют свыше четверти миллиона человек. Наиболее популярны вопросы по благоустройству города, москвичи активно выбирают виды лавочек, фонари, которые будут установлены на улицах», — заявила Ракова.

По результатам голосования создано 25 народных парков, озеленены почти тысяча дворов в рамках программы «Миллион деревьев», запрещена продажа алкоэнергетиков, введено девять новых автобусных маршрутов, организовано 225 км лыжных трасс и 10 км велодорожек, введены видеонаблюдение в детских садах, SMS-информирование и предварительная запись в центрах госуслуг «Мои документы».

Самым популярным опросом стало голосование по выбору графика школьных каникул, в котором 60% школ предпочли систему по четвертям, а 40% — модули. Это голосование привлекло почти 500 тысяч участников. Также большой отклик у москвичей вызвала акция «Миллион деревьев». На втором этапе, когда жители оставляли заявки на озеленение своего двора и выбирали, какие растения посадить, в голосовании приняли участие 340 тысяч горожан.

Важно, что помимо голосований по общегородским вопросам «Активный гражданин» позволяет проводить локальные голосования, в которых участвуют либо жители конкретного района и даже двора, либо представители определенной социальной группы. Иными словами, по локальным вопросам голосуют не абстрактные горожане, а именно те люди, которых непосредственно затрагивает обсуждаемое решение.

Кроме управленческой «Активный гражданин» выполняет важную социальную функцию. С сентября свыше 5 тысяч участников проекта приняли участие в поисках 84 пропавших людей — расклеивали листовки или лично выезжали на поиски. «По инициативе поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», которую поддержали москвичи в «Активном гражданине», был запущен сервис поиска неопознанных пациентов больниц «Найди меня». С января к системе подключились свыше 70 медицинских учреждений. В общей сложности удалось идентифицировать 325 человек», — рассказала заммэра.

Спустя месяц с момента появления мобильного приложения был запущен сайт «Активный гражданин». Диверсификация каналов доступа позволила привлечь все категории горожан. Основу аудитории «Активного гражданина» — более 80% пользователей — составляют люди в возрасте от 18 до 44 лет. 58% — женщины, 42% — мужчины. 52% — люди с детьми. В проекте равномерно представлены жители всех без исключения округов Москвы.

В планах на второй год — запуск функции голосования нескольких пользователей (например, членов семьи) с одного устройства, вовлечение аудитории 50+ за счет организации доступа к голосованиям в центрах компьютерной грамотности и социального обслуживания. Особое внимание будет уделено локальным голосованиям — в них москвичи смогут принимать решение на уровне своего дома, двора, района.

Важно отметить, что самым активным гражданам за голосование начисляются баллы, которые в дальнейшем можно обменять на различные городские мероприятия. В частности, таким образом получили билеты на парад Победы тысяча человек, две тысячи «активных граждан» попали на Новогоднюю елку мэра Москвы.