До справедливости далеко: кабмин не хочет штрафовать чиновников за оскорбления избирателей

В марте вступили в силу законы об оскорблении власти: в качестве санкций крупные штрафы и даже арест

Правительство выступило против законопроекта депутатов Госдумы о наказаниях для чиновников, оскорбивших избирателей. Об этом говорится в проекте официального отзыва кабинета министров.

«Правительством РФ законопроект не поддерживается», - цитирует ТАСС проект отзыва комиссии по законопроектной деятельности. Статья 5.61 КоАП РФ («Оскорбление») уже предусматривает защиту чести и достоинства граждан, говорят члены комиссии. Поэтому «излишне» вводить специальный состав административного правонарушения, повышающий меры административной ответственности за оскорбление граждан, обладающих активным избирательным правом, сообщается в отзыве.

Правительство смутила формулировка законопроекта о «публичном отрицании обязанностей государства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». С точки зрения Белого дома, этот пассаж противоречит ясности правовых норм, что может завершиться произвольным правоприменением предлагаемой статьи. 

А отвечать есть на что

Законопроект о защите избирателя от оскорблений чиновников внесли в Думу депутаты от КПРФ Николай Коломейцев и Сергей Казанков. Это стало ответом на принятый в марте закон о «явном неуважении» к власти, который разработали глава комитета Совета федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, сенатор Людмила Бокова и депутат Дмитрий Вяткин. Теперь за оскорбление представителя власти можно заработать штраф от 30 до 100 тысяч рублей, а если повторить оскорбления – дойдёт и до 300 тысяч либо административного ареста до 15 суток.

Ещё на стадии предложений наблюдатели предостерегали от закона о неуважении к власть имущим. Что, конечно, не остановило президента от автографа под спорным документом. «Например, если я скажу: «Государственная дура», как однажды я оговорился. Это и есть выраженное мной явное неуважение? А если я скажу: «Глуповатая Государственная дума», это как, явно и неявное неуважение? Если кто-то скажет: «Правительство жуликов и воров», это как следует квалифицировать? А если скажет: «Честность и порядочность правительства вызывают у меня сомнения», это как, проходит?» — говорил РБК журналист Владимир Познер.

Возможно, первой жертвой новоиспечённого закона стал житель Новгородской области Игорь Иванов. Суд выписал Иванову 30 тысяч рублей штрафа за резкие публикации в соцсети «Вконтакте» про главу государства. Это произошло всего через два дня после вступления закона в силу. 

Чиновники как умеют ограждают себя куполом, который не пропустит и крупицы критики. А с нашей судебной системой за «оскорбление» могут сойти и конструктивные замечания оппонента... 

Что здесь скажешь: во-первых, уже существует ст. 319 УК РФ об оскорблении представителя власти. Она избыточна и жестока как минимум потому, что уголовная и предусматривает в худшем случае до года исправительных работ. Есть и активно применяется суровая и набившая оскомину ст. 282 УК РФ об «экстремизме». Также действует ст. 152 Гражданского кодекса о «Защите чести, достоинства и деловой репутации», не говоря уже об упомянутой ст. 5.61 КоАП.

Во-вторых, публичные личности как бы немного «не от мира сего». Выходя в люди, они добровольно подписываются на критику, ёрничанье, прибаутки и да - оскорбления в свой адрес тоже. Задним умом политики прекрасно всё понимают. Но стараются заглушить информационное поле: размытый драконовский закон лишний раз озадачит население, а сбитым с толку народом проще управлять. А управлять приходится, и делать это всё труднее: люди беднеют, доходы упорно не растут который год. Чиновники подняли пенсионный возраст и налоги, поводов ругать власть стало больше. Пришла пора достать кнут: и вот перед нами закон о «явном неуважении» к власти.

Согласно данным «Левада-центра», закон вызвал осуждение у 52% респондентов. Опрос проводился в конце марта.

Пара слов о предложениях КПРФ

Оскорблением избирателя считается «публичное выражение должностным лицом… явного неуважения к гражданам РФ и(или) публичное отрицание обязанности государства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», сформулировано в пояснительной записке к законопроекту. Депутаты напомнили о высказываниях свердловской чиновницы Ольги Глацких, что «государство не просило ржать детей» и выступлении экс-министра занятости Саратовской области Натальи Соколовой, в котором та предложила бедным россиянам перейти на «макарошки».

Авторы новеллы хотят штрафовать должностных лиц за оскорбления как отдельных граждан, так и социальных групп на суммы от 50 до 100 тысяч рублей.  

«Неважно кто потерпевший согласно статье 5.61 административного кодекса. Все имеют право на защиту. И одной этой статьи вполне достаточно по части оскорблений», - сказал порталу TRUD.RU адвокат Дмитрий Аграновский. Формально с доводами правительства согласиться можно, но признаем: кабмин демонстрирует двойные стандарты, говорит адвокат. «Сейчас одна часть общества защищена, а другая нет. Что, президент не человек? КоАП защищает всех одинаково», - сказал Аграновский. Прежде всего все граждане, и только потом – чиновники, представители конфессий, женщины, мужчины и так далее, рассуждает эксперт.     

При обжаловании в Конституционном суде закона о неуважении к власти нужно указать на аргументацию правительства против законопроекта КПРФ.

Демонстративное ограждение чиновников от оскорблений и попутное отклонение законопроекта КПРФ показывает деградацию правящего класса. «Истеблишмент откатывается в эпоху феодализма. В мире тренд на уважение к народу: Цукерберг, Гейтс и другие сильные мира сего хотя бы пытаются не казаться выше других. Наша власть в упор игнорирует запрос на демократизацию и социальную справедливость. В сложившихся реалиях закон об оскорблении избирателя нужен в отличие от закона о неуважении к власти», - резюмировал Аграновский.