АМНИСТИЯ БЕЗ ПРЕДЕЛА?

Пожалуй, ни одна из объявленных в России амнистий заключенным не вызывала столько волнений и нареканий, как эта. Генеральный прокурор Владимир Устинов даже направил председателю Госдумы Геннадию Селезневу письмо с пометкой "Особо срочно": Господа депутаты перестарались. На свободе могут оказаться особо опасные преступники...

Оказалось, что из окончательного варианта проекта постановления об амнистии в ходе обсуждения выпал пункт, который ограничивал действие амнистии на награжденных орденами и медалями убийц и опасных разбойников. Как и на инвалидов-беспредельщиков, пусть даже первой и второй групп... Вот этого пункта в окончательном документе почему-то не оказалось.
Как же случилось, что благородное начинание - провозглашенная милость к падшим - превратилось в большой скандал?
- Проект постановления об амнистии Комитетом по законодательству был внесен на обсуждение 18 мая, - рассказывает депутат Госдумы Виктор Илюхин. - Все торопились, поскольку майские праздники уже прошли. Наш Комитет по безопасности, ознакомившись с проектом, пришел к выводу: этот документ можно принять лишь при условии, если в него будут внесены существенные поправки. И главное: амнистия не должна распространяться на тех, кто совершил особо тяжкие преступления.
Трем комитетам - по законодательству, по госстроительству и по безопасности - были даны поручения доработать постановление ко второму чтению. В результате все поправки свели в один текст и документ направили президенту, правительству, в Совет Федерации и всем комитетам.
- Где тогда произошел сбой?
- 24 мая всем депутатам раздали проект постановления вместе с таблицами всех поправок. А когда мы потом уже стали разбираться, выяснилось, что в розданном постановлении есть некоторое несовпадение с тем текстом, который накануне рассматривал, с учетом поправок, Совет Госдумы. К примеру, в пункте, где говорилось об амнистировании лиц, награжденных орденами и медалями СССР и России, раньше предусматривалось делать это лишь при условии, что эти самые орденоносцы не совершили особо тяжких преступлений. Именно этой оговорки в розданном депутатам тексте уже не оказалось.
- Что же это такое было? Техническая ошибка или чей-то умысел и ловкость рук наперсточника?
- Пока я не могу дать исчерпывающий ответ. Одно наверняка: подмена произошла. Свое недоумение по этому поводу я выразил 8 июня (еще до того, как забила тревогу Генпрокуратура) в докладной записке председателю Госдумы. И Селезнев поручил провести проверку, чтобы разобраться во всем.
По словам Илюхина, правоохранительные органы уже успели подсчитать: если оставить текст постановления амнистии таким, каким его приняли в окончательном варианте, то на свободу выйдут несколько тысяч арестантов, совершивших особо тяжкие преступления, в том числе даже и такие, кого суд приговорил к пожизненному заключению. Только в СИЗО Москвы сейчас содержится 311 убийц, насильников и грабителей, которые подпадают под амнистию.
В Главном управлении исполнения наказаний Минюста (ГУИН), где самые активные сторонники проведения амнистии, ознакомившись с постановлением Госдумы, подтвердили: действительно, некоторых особо опасных преступников, похоже, придется выпускать на свободу...
Но как же все-таки могут развиваться события? Заместитель председателя Комитета Госдумы по законодательству Александр Федулов рассказывает, что сейчас существуют уже три проекта постановления, касающиеся принятой амнистии. Первый вариант предложил В.Илюхин. Однако его предложения, считает Александр Федулов, не совсем соответствуют Конституции, поскольку предусматривают отмену ранее установленных льгот для награжденных орденами и медалями, инвалидов 1-й и 2-й групп и отнесенных к 1-й и 2-й группам туберкулезного учета.
Второй вариант предложил депутат Станислав Говорухин, но его проект "также нуждается в уточнении и приведении в соответствие с Конституцией". И третий вариант внес Федулов.
- Я предлагаю не нарушать Конституцию, а подробно разъяснить весь порядок освобождения от наказания награжденных лиц и инвалидов, - говорит он. - Ведь законодатель ранее не очень четко определил, как быть в таких случаях. Главное - не допустить применение амнистии в отношении тех, кто совершил особо тяжкие преступления".
Федулов также считает, что никакой подмены пунктов не было. Как бы то ни было, но наши законодатели приняли закон, который, похоже, не свидетельствует о высоком профессионализме парламентариев. А в Генпрокуратуре опасаются, что если не устранить немедленно эту промашку Госдумы, то могут пойти насмарку все усилия следователей по таким известным делам, как дело об убийстве Дмитрия Холодова, знаменитое дело статистиков, по обвинению полковника Буданова в изнасиловании и убийстве чеченской девушки. Под амнистию подпадают и обвиняемый в получении крупной взятки экс-заместитель министра обороны Констанстин Кобец, и десятки других генералов-мздоимцев...