08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УДАСТСЯ ЛИ ДОЙТИ ДО ВЫСОКИХ ДОХОДОВ?

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 22 Июня 2000г.
- Более девяти часов непрерывного чтения требуется для того, чтобы только ознакомиться с самым последним вариантом программы социально-экономического развития России, доработанным с учетом огромного количества замечаний министерств и ведомств. Объемистый документ (224 страницы убористого текста) был передан на днях правительству с сопроводительным письмом министра экономического развития и торговли Германа Грефа, главного координатора этого труда. Итак, многомесячный марафон наконец-то приближается к финишу. Что же заложено в проекте? Какие перемены предлагаются в экономической и социальной сферах? И самое главное - есть ли надежда на улучшение жизни россиян, 60 миллионов которых, по официальным данным, находятся за чертой бедности?

Внешне проект выглядит весьма привлекательно: высвобождение частной инициативы, усиление роли государства, финансовая и социальная стабильность... Речь в документе идет не "просто" об активной интеграции России в мировое сообщество, но и о восстановлении ее экономической, политической роли в мире.
В документе говорится, что "в стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью". Эта цель представляет разительный контраст с сегодняшними реалиями. Но авторы идут дальше, провозглашая приоритет гражданина над государством.
В течение многих десятилетий населению внушали, что человек - это "винтик" могущественной, всесильной машины - государства. Программа предлагает иную систему ценностей: сначала человек, его права и интересы, а уж затем - государство, призванное быть гарантом этих прав. Свобода, ответственность, доверие, высшая ценность человеческой личности - на этих высоких принципах должно базироваться общество. Для достижения столь заманчивых целей в программе намечены серьезные реформы в экономике и социальной сфере. Какие же конкретно новации предлагаются? Остановимся на некоторых.
КАЖДЫЙ УЧАЩИЙСЯ ВЫБИРАЕТ СЕБЕ ПРОГРАММУ
От уровня образованности граждан во многом зависит, сумеет ли Россия ответить на вызовы времени. Повысить качество обучения позволит переход на так называемые вариативные программы. Каждая из них будет ориентирована на определенный контингент учащихся - от одаренных детей до тех, кому учеба дается с большим трудом. Кроме того, одних интересует физика и математика, других - история, архитектура, искусство. Учащиеся смогут сами выбирать программы, которые подходят им в наибольшей мере. Будет повышаться роль самостоятельной работы.
Главным станет не заучивание, а творческое осмысление материала, умение анализировать, выдвигать контраргументы, дискутировать. В практику войдет формирование индивидуализированных программ обучения с учетом особенностей и способностей детей. Планируется резко увеличить удельный вес "открытого" образования. К 2005 году должны быть подключены к глобальной информационной сети Интернет все учебные заведения системы профессионального образования и не менее 60 процентов обычных школ, а также детские дома и интернаты. Каждому учащемуся будет обеспечен персональный доступ к компьютеру в течение как минимум шести часов в неделю. Выпускники полных средних школ будут владеть информационными технологиями и по крайней мере одним иностранным языком.
Особое внимание в программе уделено материальной поддержке детей из малообеспеченных семей.
Чтобы оценить качество образования, планируется проводить мониторинг, который охватит все регионы страны. Будет введена система общегосударственной аттестации выпускников школ и училищ. Здесь уж ребятам надо будет постараться. Ведь в зависимости от результатов аттестации выпускник может получить право на определенную государственную финансовую поддержку для получения дальнейшего профессионального образования.
"ПОВЫШЕНИЕ УПРАВЛЯЕМОСТИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ..."
То, что отечественное здравоохранение находится в плачевном состоянии, - ни для кого не секрет. В большинстве больниц не хватает медикаментов, шприцев, перевязочных материалов. Цены на лекарства растут. Объем государственного финансирования (из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования) уменьшился в сопоставимом выражении по сравнению с 1991 годом на 33 процента. Сокращается профилактика заболеваний, расширяются масштабы платной медицинской помощи. Общий итог: состояние здоровья населения России в последнее десятилетие значительно ухудшилось. Дальнейшее развитие этих негативных тенденций может представлять серьезную угрозу национальной безопасности страны.
Что же предлагают авторы программы? Признавая чрезвычайность ситуации, они рекомендуют сделать упор не на увеличение финансирования здравоохранения (что, кажется, было бы вполне логично), а на организационно-экономические меры. Процитирую лишь один абзац из этого раздела (и заранее прошу прощения у читателей за столь трудный для восприятия текст): "...Необходимо установить состав программ и планов, которые должны разрабатываться на каждом уровне управления здравоохранением. Повышению управляемости системой охраны здоровья будет способствовать создание новых координационных структур на федеральном и региональном уровнях - представительств Минздрава России и окружных коллегий в федеральных округах. Следует повысить полномочия Минздрава на федеральном уровне и в субъектах Федерации в вопросах лицензирования и регулирования медицинской деятельности на всей территории России... Создать постоянно действующие комиссии для разработки и совершенствования методик планирования, ценообразования, оценки эффективности использования ресурсов..." Проще говоря, нужны, по мнению авторов, новые структуры для чиновников и составление планов, программ. Что тут скажешь? Уж бумаги-то у нас умеют писать. Но поможет ли все это делу - большой вопрос.
В программе предлагается объединить Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Это позволит уменьшить административные расходы и сделать более прозрачными денежные потоки, но, конечно же, кардинально финансовые проблемы не решит. Поэтому будет расширяться добровольное медицинское страхование (в том числе и на лекарственное обеспечение), увеличиваться удельный вес платных медицинских услуг. По крайней мере так можно расшифровать туманную фразу - "Реформирование включает постепенную легализацию соучастия населения в оплате медицинской помощи". То есть все шире будет использоваться принцип "лечись за свои деньги". А как быть тем, у кого их нет? Смогут ли хотя бы в отдаленном будущем все страждущие (понятно, не богачи) получить медицинскую помощь? Или и впредь государство будет проводить жестокую "санацию", оставляя без помощи немощных и больных, тем самым как бы избавляясь от них?
Никаких расчетов, скажем, прогнозных оценок заболеваемости населения, потребности здравоохранения в финансовых ресурсах, поступления денег из различных источников в программе не приводится, - что неизмеримо снижает ценность программы.
ОДНИХ ОБЕЩАНИЙ БУДЕТ МАЛОВАТО
Столь необходимых для программы детальных выкладок нет не только в разделе "Стратегия реформирования здравоохранения", но и многих других, посвященных, например, трудовым отношениям, сфере занятости, жилищной политике, пенсионным делам. Почему отсутствуют цифры? Вариантов два: или этим вообще никто не занимался в Александер-хаусе, где разрабатывалась программа, или расчеты есть, но их решили не обнародовать. Насколько мне известно, верно второе предположение (я даже видел один из промежуточных проектов, насыщенных цифрами). Значит, конкретные выкладки, как и большинство таблиц, были изъяты из документа сознательно. Не означает ли это, что от общества, по сути, скрывают важную информацию, связанную с будущим страны?
Может, авторы считают, что конкретика навредит документу, войдет в противоречие с оптимистичными тезисами, и поэтому программа не будет поддержана большинством граждан? Не хотелось бы думать, что это так. В документе неоднократно подчеркивается важность установления нового социального контракта, заключения общественного договора. Но можно ли рассчитывать на доверие людей, утаивая от них важные данные?
В программе, как это ни удивительно, полностью отсутствует раздел, который, на мой взгляд, является наиглавнейшим, - об уровне жизни, формировании и регулировании доходов населения. Здесь, понятно, невозможно было бы обойтись без цифр, заменить их общими фразами. Вот и вовсе исключили эту главку. Между тем повышение уровня жизни провозглашается в документе в качестве одной из главных задач экономической политики. Задача сформулирована, а пути решения ее не указаны. А ведь вопрос о доходах является ключевым при реформировании пенсионной системы и таких сфер, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство. Отсутствием ключевого звена, думается, можно объяснить то, что в программе нет четкой, стройной системы мер, предусматривающих поэтапный переход к более полному участию населения в оплате услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунального комплекса.
И от этого все "шатается". Ведь государство собирается взвалить на граждан многомиллиардные дополнительные расходы. С 2003 года, например, нам всем, судя по проекту программы, придется полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги (за двухкомнатную пятидесятиметровую квартиру надо будет отдавать ежемесячно, по оценкам, примерно 500-600 рублей). Все больше денег потребуют расходы на лечение, образование детей. Словом, платить надо будет практически за все. Но если не произойдет существенного роста доходов, в том числе и зарплаты, то средств у населения на все эти новации просто не будет. И тогда - либо новое широкомасштабное обнищание, либо очередной крах реформ. Казалось бы, проще простого опубликовать расчеты, привести обоснованный прогноз динамики доходов. Но почему-то же не пошли на это авторы программы. Вот это-то и озадачивает, и тревожит.
Правда, в одном месте говорится о "повышении зарплаты преподавателей до уровня, привлекающего в сферу образования эффективные кадры". Но и здесь все сформулировано чрезвычайно расплывчато. Что подразумевается под "уровнем, привлекающим кадры", в какие сроки эта задача должна быть решена, какие средства из бюджетов разных уровней должны быть мобилизованы? На эти вопросы ответов нет.
В итоговом разделе отмечается, что к 2010 году потребительские цены вырастут в 2,4 раза, тарифы на электроэнергию и газ - в 5,3 и 4,5 раза. Валовой внутренний продукт увеличится на 70-80 процентов. И приблизительно в этих же пропорциях увеличится "частное потребление". А что же будет с реальной зарплатой, пенсиями? Каков будет уровень безработицы? Расчетов и здесь нет, и это не позволяет оценить реальность прогноза. Кроме того, непонятно, в какой степени реальные доходы вырастут за счет выхода их из "тени", а в какой - за счет собственно их повышения?
Большое внимание в программе уделяется важности перехода на адресную систему оказания социальной помощи. Но опять-таки практически не раскрыты механизмы решения этой задачи.
Словом, много белых пятен в этом проекте. Если документ будет принят правительством и опубликован в его нынешнем виде, то и обсуждать-то особенно будет нечего. Граждане-то уже привыкли, что во всех программах им обещают повышение уровня жизни. Однако сегодня одних обещаний маловато. Нужны убедительные аргументы.
ЧТО НАС ЖДЕТ В БУДУЩЕМ?
(Прогноз)
2000 г. 2003 г. 2010 г.
Прирост ВВП к предыдущему году, % 5 5,1 5,21
ВВП по обменному курсу, млрд. долл. 205 261 457
Прирост потребительских цен, % (среднегодовой) 13 9 61
Среднегодовой обменный курс руб. за долл. 28,4 34,5 41,3
Валютные резервы на конец года, млрд. долл. 19,1 35,2 52,4
1 В среднем за год в период 2005-2010 гг.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников