"ГРУСТНО, ЧТО ВСЕ РЕЖЕ ЗОВУТ МЕНЯ СВЕТЛАНОЙ"

Зрители ее любят. Еще со времен "Большой перемены" и мхатовских спектаклей "Последние дни", "Эшелон", "Муж и жена снимут комнату". Всего на счету Светланы Николаевны несколько десятков кино- и театральных ролей. Она - одна из самых популярных и, главное, востребованных актрис нашего времени. И даже не верится, что в театральный поступила когда-то лишь с третьей попытки.

В АРТИСТКИ? НЕ ГОДИТСЯ!
- Стать актрисой мечтают в детстве многие девчонки. Привлекает нередко внешняя сторона этой профессии - возможная известность, поклонники, заграничные поездки. А вам какой виделась ваша сценическая судьба?
- Об этом я меньше всего думала. Пошла в театральный, исключительно чтобы преодолеть свою стеснительность. Дома перед мамой разыгрывала многочисленные сценки - одна во всех лицах, на людях же слова вымолвить не могла.
- Однако хватило храбрости приехать в Москву, подать заявление в Училище имени Щепкина - одно из самых "труднодоступных"...
- Не храбрости, а, скорей, нахальства. Того хорошего провинциального нахальства, в основе которого стремление, часто подсознательное, доказать, что и на периферии живут отнюдь не бездари. Я приехала в Москву из Молдавии. В первый год не поступила в Щепкинское. На следующий - в Училище имени Щукина и в ГИТИС. Причем если в "Щуке" дошла до третьего тура и только там меня "зарубили", то в театральном институте еще до экзаменов, на консультации, мне сказали, что "в артистки не гожусь".
- Вы спросили - почему?
- Зачем? Подобных вопросов никогда не задаю. Не подошла - значит, не подошла, что тут выяснять? Сейчас понимаю: что ни делается - все к лучшему. Ведь в результате меня приняли в Школу-студию при Московском художественном театре. А я именно мхатовская актриса. Для меня чрезвычайно важно, чтобы была хорошая драматургия, а спектакли, в которых играю, талантливы.
- Почему же тогда ушли из МХАТа, куда были приняты по окончанию Школы-студии? Сколько, к слову, успели там поработать?
- Два полных сезона. Сыграла за это время Александрину Гончарову в спектакле по булгаковским "Последним дням", в "Эшелоне" Анатолия Эфроса, некоторых других постановках. Должна была начать репетировать Юлю в "Дачниках". Но как раз в этот момент подала заявление об уходе.
МУЖЧИНЫ? МУЖЧИНЫ! МУЖЧИНЫ...
- Бросить МХАТ, о котором иные актеры и мечтать не смеют, уехать из Москвы... Но почему?
- Я перебралась в Питер вслед за своим мужем - Юрием Векслером. Это была любовь с первого взгляда. Я бы поехала за ним хоть в Тьмутаракань. Я вообще человек решительный. Хотя и слабый. Как и положено нормальной женщине, которую всегда окружали сильные мужчины. Даже мой первый муж Михаил, тоже актер по профессии, и тот, как впоследствии выяснилось, оказал на меня положительное влияние. Он старше меня, и все четыре года, что мы с ним прожили, постоянно указывал: это не так делаю, то, другое. А еще - петь не умею, стихи читаю плохо, и сама страшная, "как Баба Яга". Что мне оставалось? Научиться петь, читать, следить за собой. В этом смысле очень много дали мне мхатовские "старики" - Анатолий Кторов и Виктор Станицын, с которыми судьба свела меня в начале творческой карьеры.
- Верно ли, что характеры у них были "жутко тяжелые", как о том пишут некоторые мемуаристы?
- Подобное могут говорить и писать только бездарности, оправдывая таким образом свои собственные неудачи на сцене и в жизни. Про меня тоже что только не говорят!.. Один известный кинорежиссер, пригласив на съемки своего фильма, несколько дней осторожненько так приглядывался-подступался ко мне - не кусаюсь ли? Признался, что много ему обо мне негативного порассказывали. Когда уже после окончания съемок прощались, он долго благодарил "за удовольствие от совместной работы"... Я точно знаю: талантливый человек никогда ничего плохого не скажет о своем талантливом коллеге, в каких бы отношениях с ним ни был.
- Тем не менее редкий театральный коллектив обходится без пересудов. А сколько завистников, если послушать, в этой среде!..
- Зависть - чувство врожденное, от профессии не зависит. Просто любой хороший театр слишком на виду, и, коль скоро там находятся завистники, об этом скоро становится известно. Я отношусь к таким людям с жалостью.
- Вы работали со многими знаменитыми режиссерами - Товстоноговым, Эфросом, Михалковым, Виктюком, Рязановым. Замужем сейчас в третий раз. У вас два сына 18 и 10 лет. Кто из всех этих мужчин оказал наибольшее влияние на вас?
- Юрий Векслер. Замечательный оператор - снимал такие фильмы, как "Старший сын", "Здравствуй и прощай", "Семь невест ефрейтора Збруева", всего "Шерлока Холмса" - он был человеком в высшей степени порядочным, благородным. И очень образованным. Хотя высшего образования не получил. Но учился всю жизнь! Можно сказать, что он меня сформировал как женщину и как актрису. Когда по-настоящему любишь, идешь за любимым во всем!..
БОЛЬ МОЯ - БДТ
- Переехав в Питер, вы сразу были приняты в труппу знаменитого уже тогда БДТ?
- Три месяца я была безработной: меня мало кто знал в то время здесь. А потом позвонил Георгий Александрович Товстоногов и предложил роль Любы в "Фантазиях Фарятьева". "Сыграете хорошо - возьмем в штат, - сказал Товстоногов. - Нет - расстанемся друзьями". Я согласилась. Сразу после того, как мы показали "Фарятьева", меня зачислили в труппу театра.
- Были счастливы?
- Безусловно. Лучшие свои роли я сыграла в БДТ. Один из самых черных дней в моей жизни - 23 мая 1989 года, когда Георгия Александровича не стало. Я тогда сказала себе: все, конец мне и нашему театру. И оказалась, к сожалению, права. У меня сейчас здесь всего один спектакль - "Вишневый сад", в котором я играю Раневскую...
- Театр создает режиссер, и, когда он уходит, вместе с ним обычно уходит и его театр. Мне кажется, это естественно. Сам Товстоногов на вопрос, каким он видит БДТ "без Товстоногова", отвечал: "Другим". Может быть, стоило тогда же, в 89-90-м, пригласить на должность худрука в БДТ молодого, талантливого мастера?..
- Я предлагала такой вариант своим коллегам. На меня замахали руками: что ты, а если он приведет "своих", как же мы тогда?
- Желания самой что-нибудь поставить на родной сцене не возникало?
- Режиссер - совсем другая профессия. Это не мое. Иногда, правда, появляются идеи. Как было со спектаклем "Ваша сестра и пленница" - мы сделали его антреплизным. В таких случаях обращаюсь за помощью к профессионалам. Но вообще мне, как актрисе, очень не хватает все эти годы Георгия Александровича. Вот кто был настоящим лидером, умел держать коллектив, объединяя очень разных, индивидуально очень сильных актеров. С ним нам работалось интересно, жилось легко. В доме был хозяин!
РОМАН ЕЕ ЖИЗНИ
- Можно сказать, что главный роман вашей жизни - театр?
- И да, и нет. Жизнь многообразна. И жить одним театром или кино - неправильно, даже ненормально. Я против фанатизма в любом его проявлении. Все должно быть в разумных пределах. В особенности когда речь идет об актрисе, женщине. Для меня выше театра стоит моя семья - муж и сыновья. А кроме своей основной профессии, я еще люблю путешествовать. Недавно, например, побывала в Китае. Встречалась там с нашими бывшими соотечественниками. Детьми их вывезли из революционной России. Доживают свой век на чужбине всеми забытые, но сохранили любовь к родине. Провела с ними несколько часов. Читала русских и современных российских поэтов, пела...
Очень люблю общаться со зрителями. После спектаклей нередко подходят ко мне, благодарят - кому-то помогла укрепиться в надежде, кто-то, взяв за пример ту или иную мою героиню, обрел, что называется, второе дыхание... Хорошие спектакль, фильм, концерт по-прежнему оказывают сильное воздействие на человека.
- Вам случалось выходить на сцену в минуты отчаяния, личного горя?
- Конечно. Но подобное у нас в порядке вещей. Специфика профессии: можешь или не можешь - надо, и выходишь, играешь. В девяносто первом ранним утром я сидела в реанимационном отделении одной городской больницы, куда доставили с острым инфарктом Юру Векслера. А в 11.30 играла в БДТ в спектакле "Волки и овцы". За сценой не могла сдержать рыданий, но выходила на подмостки и - пела, смеялась...
Много было таких моментов. Зрители, надеюсь, ничего не замечали. Иногда думаю: если бы так, как артисты, работали в нашей стране все, мы давно бы жили богато и счастливо. Как говорил знаменитый актер начала века Михаил Чехов: выше патриотизма - делать стопроцентно свое дело, и тогда будет порядок.
- Между вашими героинями и вами самой большая обычно разница?
- Я никогда не играю саму себя. Роль - всего лишь роль. В работе над ней большое значение имеют интуиция и воображение. Ну и, конечно, жизненный опыт, профессиональное мастерство.
- А чего все-таки больше, если попробовать выразить, скажем, в процентах?
- На подобный вопрос гениально ответил однажды Товстоногов. К нему пришли жаловаться на меня из дирекции: Крючкова просит путевку, заявление на получение которой надо было подавать четыре месяца назад, но она этого не хочет понять. Георгий Александрович сказал так: если бы она понимала, то работала бы в бухгалтерии. "Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв". Проценты пусть считает кто-то другой.
- Героиня одного известного фильма говорит: "В сорок лет жизнь только начинается!" А вы, Светлана Николаевна, что могли бы сказать о вашем возрасте?
- Пятьдесят лет - прекрасный возраст! Особенно для плодотворной творческой работы. А я все время в работе. В нашем деле останавливаться нельзя - сразу потеряешь себя, своего зрителя. Надо все время, пусть хотя бы и маленькими шажками, двигаться вперед , открывая в себе и в своей профессии что-то новое, неведомое... Одно грустно, все реже зовут меня Светланой, все больше тех, кто называет Светланой Николаевной...