УТРЕННИЙ ОБХОД

Каждый из телеканалов считает за честь иметь специальный формат, реально соответствующий тому отрезку суток, который принято называть утренним. Как правило, такой эфир начинается в 6 и заканчивается в 9 часов. То, что предлагается посмотреть трудящимся массам, готовящимся отправиться к заводскому станку или другому рабочему месту, представляет собой информационно-развлекательную смесь из новостных блоков, многообразных сюжетов, скоропалительных интервью и музыкальных клипов. Утренние функции телевидения - "информировать и развлекать, настраивать" - выбраны не случайно: отчего-то все уверены, что человек, поднявшийся с постели, непременно угрюм и мра-чен и ему надо обязательно поднимать настроение.

Ранний эфир вряд ли удостаивается пристального зрительского внимания. Это и понятно: никому не придет в голову усесться на диване и смотреть телевизор в то время, когда стрелки часов неумолимо приближаются к отметке, после которой человек вынужден покинуть пространство собственной квартиры и окунуться в дорожно-транспортную стихию. Поэтому все утренние передачи являются не более чем фоном, назначение которого в известной степени определяется привычкой включать телевизор по делу и без дела, особо не задумываясь, что там в данный момент будут показывать.
Перед телевизионщиками, работающими в утреннем эфире и озабоченными высоким рейтингом своего канала, стоит непростая задача превратить несмотрибельное время, к каковым по определению относятся рассветные часы, если не в самое привлекательное, то хотя бы заполучить тот объем аудитории, который мог бы свидетельствовать о не напрасно затраченной пленке. Случайно брошенный на экран взгляд не до конца отошедшего ото сна зрителя еще не способен отчетливо уловить "картинку", какой бы яркой и изысканной она ни была. Зато прежде изображения проснувшийся человек легко усваивает то, о чем идет речь в телевизоре. Стало быть, чтобы утром привлечь к телеэфиру, те, кто его "делает", должны найти такую информацию, которая могла бы хоть на секунду остановить трудящихся, сосредоточенно спешащих, условно говоря, на кухню или к умывальнику. Или найти иные завлекательные способы, чтобы зрители жертвовали своим драгоценным временем ради и без того надоевшего "ящика". Вряд ли кто-то возьмется утверждать, что с этой задачей ТВ отменно справляется, но все же наиболее удачными, на мой взгляд, получаются утренние передачи у ОРТ и НТВ.
В отличие от НТВ, где уже на протяжении нескольких лет придерживаются утренней сетки, составленной из отдельных, не зависимых друг от друга передач на определенную тему (у каждой из них, конечно же, есть свой зритель), на первом канале рассвет начинается с непрерывного трехчасового эфира, который на Москву идет в записи, хотя прибывшие в останкинскую студию гости, в большинстве своем живущие в столице, старательно пытаются не перепутать даты и время суток.
Информация, как и требуется, здесь предельно сжатая, такими же краткими выходят в эфир и сюжеты, отобранные в специальные рубрики и чаще всего представляющие события неординарные. Так что, с одной стороны, телевидение использует "сестру таланта", чтобы выдать как можно больше информационного материала, а с другой - поддерживать зрительский интерес эксклюзивным его содержанием. Скажем, рубрика "С миру по нитке" не иначе, как только для таких сюжетов и предназначена: из нее можно узнать, например, о невероятно умном осьминоге по кличке Роджер или о том, что в не очень цивилизованной Индии отсутствует такое дикое явление, как вандализм. Что же касается такого жанра, как интервью, то нередко приходится жалеть гостей, попусту потративших время.
Более чем странно выглядело недавнее интервью в "Добром утре", когда одна из ведущих, упиваясь собственной осведомленностью, вместо того чтобы в кои-то веки дать возможность зрителям послушать поэта Геннадия Айги (который, как известно, живет не в Москве и бывает здесь раз в год), позволила себе пространно высказаться по поводу его творчества - самому же гостю едва хватило времени, чтобы прочесть несколько строк из своих стихов.
Надо заметить, что утренний телеканал ОРТ выгодно отличается еще и тем, что выходит со сменяющимися ведущими, за которыми закреплен определенный день (точнее, утро). У зрителя, таким образом, есть возможность выбора: если не нравится многословный и восторженный Андрей Малахов, то можно смотреть ту передачу, которую ведут, скажем, менее увлекающаяся гостями и сюжетами Аида Невская или приятная во всех отношениях Лариса Вербицкая. Как бы то ни было, но для всякого зрителя "Доброго утра" найдется свой наиболее подходящий персонаж, способный вызвать не раздражение, а положительные чувства, которых хватит на весь день.
Надо также заметить, что поиски оптимального утреннего эфира на РТР, когда бы можно было избежать аналогий с другими телеканалами, уже выработавшими в этой части вещания свой собственный стиль, пока еще не позволяют говорить о них как об успешных. Что-то удается в концептуальном смысле - например, такие рубрики, как "Семейные новости" или "Новости Москвы". Но в целом утро на РТР получается каким-то провинциальным (не по содержанию - провинции на государственном канале как раз должно быть больше), малопрофессиональным и довольно скучным.
Что же касается ТВЦ, где не так давно поменяли программу "Навигатор" (как мне кажется, совсем неплохо руководимую Михаилом Борзиным) на "Настроение", то можно лишь сказать, что с приходом множества новых, никому не известных ведущих третий канал рискует растерять и тех зрителей, которые были у него раньше...